В настоящее время в среднем на каждые 100 родов в мире приходится рождение одной близнецовой пары. В разных этнических группах существуют довольно широкие (пока не объясненные) различия частоты многоплодных родов. Как известно, приблизительно одну треть всех близнецов составляют монозиготные и две трети - дизиготные пары.
Жизнь близнецов необычна тем, что два ребенка находятся на одной стадии физического и психического развития, они постоянно общаются друг с другом, имеют схожий жизненный опыт. Такая пара - это, прежде всего, уникальная социальная ситуация. Французский исследователь Р. Заззо был первым психологом, который глубоко исследовал "близнецовую ситуацию". Он рассматривал ее как фактор умственного и личностного развития близнецов.
ЛИЧНОСТНЫЕ ПРОБЛЕМЫ
Дети-близнецы в дошкольном возрасте часто отстают в речевом развитии от своих "обычных" сверстников. Это может привести в дальнейшем к их отставанию в общем интеллектуальном развитии. Родители слишком рано начинают считать маленьких близнецов полноценными партнерами по общению и часто предоставляют их самим себе. Но чему могут научить друг друга два полуторагодовалых ребенка? Ведь через общение со взрослым малыш познает окружающий мир во всем его многообразии. Общаясь друг с другом, близнецы вырабатывают понятный только им двоим язык, в котором преобладают жесты, мимика и другие невербальные средства общения. Нередко их не понимают даже родители. Чем больше близнецы общаются таким образом, тем сильнее они привязываются друг к другу и как бы отгораживаются от других. Позже, в подростковом возрасте, именно протест против такой излишней идентичности может привести к возникновению конфликтных отношений между близнецами.
Задержка в речевом развитии может сочетаться с социальной незрелостью, затрудненным общением со сверстниками и воспитателями, а в школе - и с учителями. К тому же у близнецов бывают проблемы в личностном развитии. Им очень трудно отделить себя от своего соблизнеца. Это приводит к тому, что один из них рассматривает другого как часть себя. Некоторые черты личности, развитые у одного, не развиваются в достаточной мере у другого. При этом близнецы не ощущают своих недостатков. Подчеркивая сходство таких пар, окружающие тем самым формируют у них еще большую психологическую идентичность.
Близнецы с трудом привыкают к изменению обстановки, к коллективу. Они довольствуются общением с братом (или сестрой) и не стремятся к сближению с другими детьми, а иногда - активно противятся контакту.
ВМЕСТЕ ИЛИ РАЗДЕЛЬНО?
Все эти проблемы так или иначе проявляются, когда близнецы приходят в школу. По нашим сведениям, в школах Северного административного округа г. Москвы обучаются более 400 детей-близнецов.
Уже при формировании первых классов школьному психологу нужно обратить внимание на близнецов. Вместе с родителями обсудить вопрос о том, поместить ли детей в один класс или в разные. Однозначного ответа на этот вопрос нет. При принятии решения нужно учитывать несколько факторов.
Обучение в одном классе нежелательно, если внутри пары складывается ярко выраженная конкуренция или один из близнецов является явно доминирующим; если близнецы не склонны к общению с окружающими. Тем не менее при очень близкой "симбиотической" связи в паре или при заметном отставании в развитии разделение детей станет для них стрессовым фактором. Это может негативно отразиться на их эмоциональном состоянии и на школьной успеваемости.
Решение о совместном или раздельном обучении должно положительно восприниматься не только родителями, но и детьми. Если родители решили разделить близнецов, то желательно до начала учебного года дать им возможность познакомиться с обстановкой в классе, с будущими одноклассниками.
Близнецов постоянно сравнивают друг с другом учителя, родственники, дети. Монозиготные близнецы, несмотря на одинаковый набор генов, все же отличаются друг от друга по многим параметрам. Поэтому нереально ожидать от них одинакового поведения во всех случаях жизни. Но подобные ожидания со стороны окружающих мешают личностному развитию.
Как уже было сказано, у многих близнецов наблюдаются речевые трудности. Но при этом они не являются интеллектуально отсталыми. Им просто необходимы занятия по развитию речи. Нужно помнить, что задержки речевого развития могут сказываться и на формировании навыков чтения.
КАК ОБСТОЯТ ДЕЛА В АВСТРАЛИИ
К сожалению, в нашей стране не существует практики психологического сопровождения развития и обучения близнецов. Во многих странах есть специальные центры и службы, которые помогают таким семьям (в Италии, США, Австралии, Германии и др.).
В Австралии, например, разработана программа "Близнецы в школе", помогающая таким детям адаптироваться к школе. Австралийские ученые провели широкомасштабное исследование и выявили следующие проблемы.
· Во-первых, мальчики-близнецы менее способны к длительной концентрации внимания и менее заинтересованы в своей работе. Это связано с тем, что близнецы часто отвлекают друг друга и поэтому не могут долго работать сами по себе.
· Во-вторых, близнецы в начальной школе испытывают трудности в отношениях со сверстниками и чаще пытаются привлечь к себе внимание учителя. Девочкам-близнецам трудно развивать социальные навыки, необходимые для поддержания дружбы с другими детьми, поскольку они привыкли полагаться на то, что их близнецовость сама по себе привлекает внимание других.
· В-третьих, один из близнецов нередко становится лидером и/или представителем пары в социальных контактах. Эта ситуация чаще бывает в разнополых парах, так как девочка становится лидером из-за замедленного речевого развития мальчика.
· В-четвертых, начиная с рождения близнецов постоянно сравнивают друг с другом. И если одного близнеца считают "менее способным", ничего удивительного, что он соответствует этим ожиданиям.
В заключение следует сказать, что многие близнецы ни в дошкольном, ни в школьном возрасте не испытывают трудностей. Нужно с уважением и вниманием относиться к индивидуальности каждого ребенка и к уникальным взаимоотношениям внутри пары.
Источник: "Близнецы, двойняшки..."