Его слово — закон
В первую очередь по такому сложному вопросу я решила обратиться к учителям (всё-таки каждый день они сталкиваются и с отличниками, и с двоечниками). Вот что поведал мне педагогический коллектив школы одной из школ: «В нашей практике редко встречались ребята-двоечники, к которым можно было относиться с большей симпатией, чем к отличникам. Конечно, были и ребята, не мешающие проведению уроков, были даже такие, которые принимали активное участие в других областях школьной жизни — готовили школьные концерты и вечера. Но незаинтересованность двоечника в основных школьных занятиях всегда раздражает учителя, порождает его недоверчивое отношение к неуспевающему ученику.
Однако в отличниках тоже имеются свои минусы. Бывает так, что отличник — самолюбивый и гордый своими результатами — мысленно ставит себя не только выше всех ребят в классе, но и выше учителя. Естественно, это не нравится педагогу, который, как правило, любит свой предмет и имеет за плечами многолетний опыт работы, которого не может быть ни у одного школьника. С этой точки зрения, двоечников можно любить за хорошее поведение, если таковое имеется. Они не ставят себя выше других, но, опять же, это не все двоечники, лишь отдельные, «благородные» экземпляры. В большинстве своём, двоечники любят срывать уроки, что нравится одноклассникам и повышает авторитет неуспевающих школьников в глазах класса.
Бывают и такие ребята, дневник которых на протяжении всех девяти классов не просыхает от красных чернил. А потом они, посредством своего дружелюбия и коммуникабельности, становятся успешными предпринимателями , и мы — учителя не устаем им удивляться.
На практике встречается и перевоплощение двоечника в отличника, чаще всего это происходит в период взросления у мальчиков. Школьник вдруг осознаёт необходимость учёбы, мотивом может явиться желание овладеть в будущем определённой профессией. В период перевоплощения двоечника в отличника бывает и так, что бывший дружелюбный двоечник становится самолюбивым отличником, но обычно бывший двоечник продолжает быть душой класса и даёт списывать всем, кому не лень».
Да, безусловно, учителя стараются объективно относиться и к двоечникам, и к отличникам, хотя это не всегда у них получается...
Родительский дом — начало начал
Родители, в большинстве своём, на первое место в оценке ребёнка ставят его моральные качества, а на второе — успеваемость в школе.
Родители отличников часто жалуются на «чистейший» эгоизм своих чад — «как будто весь мир вокруг него», «учится для нас, мы — его должники». Родители двоечников ценят в детях любую помощь по дому, участие в семейных делах, увлечения, не касающиеся школьной программы, — это уже смирившиеся с неуспеваемостью своих детей мамы и папы. Но есть и упорные «предки», они всеми силами пытаются «наставить» ребёнка на путь истинный.
Однако в целом получается, что родители двоечника относятся к своему ребёнку лучше, чем родители отличника. Правда, это зависит и от самого отличника: он, конечно, имеет все шансы намного чаще радовать родителей своими успехами.
Наш человек!
Сверстники чаще, как ни странно, предпочитают общаться с двоечниками.
Юлия Сыромятникова, шк. № 61: «...Они не бывают занудами, веселят класс, разнообразят серые школьные будни. Отличники смотрят на всех свысока, оценивают каждого человека по своей планке, часто не считаясь с моральными, нравственными качествами человека. Я не говорю обо всех, бывают и дружелюбные, всегда готовые помочь отличники. Конечно, если бы я стала отличницей, родители были бы этому рады. Сверстники и учителя стали бы больше уважать и доверять мне, но, я думаю, мои оценки со временем изменили бы и мой характер. Двоечником тоже лучше не становиться, — зачем лишний раз расстраивать родителей и портить свою репутацию «хорошиста» в школе?»
А вот что говорит о себе самый что ни на есть закоренелый двоечник, так называемый «человек с хвостом», Вася Корочкин (имя по просьбе ученика изменено): «Моя первая двойка за четверть очень расстроила родителей, они сидели со мной все каникулы, «парили мозги», нанимали репетиторов, а сейчас уже просто смирились. Да и что они могли сделать — ходить к учителям и выпрашивать оценки или смириться. Сам я не считаю большой проблемой мою неуспеваемость, у меня много хороших друзей, которые ценят меня, несмотря на двойки в моём дневнике. Отличников мне, если честно, просто жалко — бедные, они вынуждены к каждому уроку учить всю эту «дребедень». Мне кажется, что они просто не могут выбраться из стиснувшего их мира учебников и тетрадей».
С точки зрения психолога
В психологии отличников и двоечников мне помогли разобраться сотрудники Центра социально-психологической помощи семьи и детям г. Иванова:
— Дело в том, что двоечники и отличники в большинстве своём формируются с первых классов. В начальной школе на развитие ребёнка влияет множество психологических факторов, способствующих формированию характера и определяющих успешность или неуспешность ребёнка в школе. К таким факторам относятся интеллектуальная, социальная и волевая готовность ребёнка к школе. Успешность зависит от стиля воспитания ребёнка родителями: контроля над выполнением домашнего задания, моральной поддержки, семейного распорядка дня, социально-гигиенических условий в семье. Важным фактором является и медицинский анамнез — история развития той или иной болезни ребёнка. Микроклимат в школе и отношения с учителем также играют немаловажную роль. Например, если у ребёнка возник какой-нибудь конфликт с классным руководителем в пятом классе, это может повлиять на всю дальнейшую учёбу школьника. Успешность и неуспешность по школьной программе, безусловно, зависит и от личностных качеств характера ученика и от их пересечения с качествами характера педагога.
Как видишь, формирование двоечника или отличника — это очень непростой процесс, который во многом зависит от родителей и школьного окружения ученика.
Голос статистики
По данным управления образования Ивановской области, в 2004-2005 учебном году школу закончили 755 медалистов. Причём на заседании Совета ректоров ивановских вузов говорилось о том, что половина медалистов не соответствуют этому званию. Оно и понятно, какой школе не хочется повысить свой авторитет в глазах общественности?
Данные статистики также свидетельствуют о том, что большое количество медалистов ежегодно подвергаются избиениям со стороны неравнодушных к ним сверстников. Зарегистрированы случаи избиения и учителей неуспевающими учениками по причине «необъективного отношения педагога».
В связи с этим можно сделать вывод — школьная пора далеко не всегда оказывается счастливой для ребёнка. Никогда нельзя с полной уверенностью заявить, что отличников любят больше, чем двоечников, или наоборот — всё в этом мире относительно, как говорил великий физик Альберт Эйнштейн. Как ни странно, он и тут оказался прав.
Источник: http://afield.org.ua
Фото shutterstock.com