Судебные процессы с участием ДНК-тестов идут по всему миру. Для состоятельных людей тут еще и вопрос о наследстве. Известен прецедент, когда американский мультимиллионер Кирк Керкорян, владелец крупной кинематографической компании, сумел отклонить алименты в размере 223 тысяч долларов в месяц. В суд на него подала теннисистка Лиза Бондер, которая утверждала, что киномагнат является отцом ее ребенка.
Генетический тест это опроверг, но выяснилось, что настоящим отцом ребенка является другой богач, Стив Бинг. Так что теннисистка в накладе не осталась. В настоящее время проверку ДНК возможно держать в полной секретности от всех, кроме приславшего генетический материал заказчика.
То есть отец ребенка в силах провести исследование втайне от матери, и наоборот. Дело только в изобретательности подходов к незаметному взятию образцов. Этической стороной вопроса пока озаботились лишь в Великобритании, где тестирование ДНК приобрело более массовый характер. Комиссия по генетике человека при британском правительстве поставила вопрос о запрете таких тестов, если генетический материал добыт обманным путем.
До чего дошел прогресс
В последнее время процедура генетического тестирования настолько упростилась, что ее можно сделать, не выходя из дома. Например, заказать анализ ДНК через Интернет. В этом случае для анализа чаще всего используется не кровь, а так называемый ротовой (буккальный) мазок.
Он берется при помощи ватной палочки с внутренней поверхности щеки. Некоторые научные учреждения выделяют молекулу ДНК из волос или клеток кожи. Материал для анализа отсылается в лабораторию по почте, и через какое-то время вам приходит судьбоносный ответ.
Сейчас ученые ломают голову над тем, как сделать проведение экспресс-анализа по установлению отцовства доступным любому человеку, а не только специалистам. Так что не за горами тот день, когда „папа-тест" будет продаваться в обычных аптеках наряду с тест-полосками на беременность, на сахар и на содержание алкоголя в крови. Единственное „но" — результат самостоятельно проведенного анализа ДНК не будет иметь юридической силы.
Александра Криничпая