Игры для воображения

Игры для воображения
ФОТО: parenting.ru

Воображение - великая сила и его значение в развитии ребенка огромно, поэтому и развивать его необходимо с детства. Начиная занятия с малышом, важно учитывать особенности его воображения, связанные с возрастом. Воображение возникает у ребенка примерно в два-два с половиной года. Начатки воображения сказываются в первых сюжетных играх малышей, в интересе, который они проявляют к простейшим историям, которые рассказывают им взрослые. Так, малыш в возрасте одного года и восьми месяцев, научившийся уже несколько владеть ложкой, берёт вместо ложки палочку и «кормит» ею бабушку и маму, а также плюшевого медвежонка и кошку Мурку.

Слушая сказку «Сорока-воровка», Антошка 2,5 лет так ярко представил себе содержание этой истории, что ему стало жалко пятого, обиженного пальчика, обделённого «сорокой». Желая исправить допущенную несправедливость, он по окончании сказки заявляет: «Он помоет посуду, как папа, и мама его накормит». Детям полутора-двух лет ещё сложно выдерживать рассказы об отдалённых вещах и событиях, но они с удовольствием выслушивают маленькие истории, напоминающие сцены из их собственной жизни, недавно ими пережитые, а в играх с удовольствием воспроизводят какие-либо несложные действия, которые наблюдают дома или в детском саду (умывание, кормление, укладывание).

Рисование и лепка – отличное занятие по развитию детского воображения. Пусть у ребенка будут не только карандаши и фломастеры, но и краски, восковые мелки, гуашь. Можно воспользоваться и специальным разноцветным пластилином и соленым тестом. Вместе можно слепить героев сказки и разыграть целый спектакль. Таким образом форма, цвет и образ «оживут» в действии, и ваш совместный герой «заговорит», сможет «спеть» и «сплясать».

Отличная идея - самим делать поздравительные открытки. Не выбрасывайте лоскутки, бусинки и прочие мелочи! Творите и фантазируйте! Какой-то из путей обязательно даст толчок развитию воображения малыша, и тогда вам нужно будет лишь искренне хвалить его и поддерживать во всех начинаниях. Необходимо, чтобы взрослые поощряли проявления творческой фантазии ребенка. Ведь у малышей (больших и маленьких) от похвалы вырастают крылья!

В своих вымыслах дошкольники более изобретательны, чем малыши, они не только воспроизводят, но и начинают творить. Так, побывав на авиа-шоу, 5-летний Миша заявил, что он станет летчиком, стул превратился в суперсовременный сверхзвуковой самолет, компьютерные наушники в совокупности с лыжной шапкой – в головную гарнитуру аса испытателя. В игру включились родители: папа превратился в механика, который готовил машину к полету, а мама – в диспетчера. Еще по дороге домой Миша узнал много нового, ведь у него было так много вопросов, а родители с удовольствием удовлетворяли его любопытство, но в меру! Задача взрослого - помочь ребенку привести в систему получаемые сведения об окружающем мире, сделать восприятие того или иного предмета или явления более полным, осмысленным, предоставить возможность логически мыслить, обобщать. Вот почему не всегда полезен готовый исчерпывающий ответ: объяснения должны заставлять детей вдумываться, напрягать мысль. Например, озадачить ребенка вопросом на вопрос: А как ты думаешь почему? Как ты узнал? Маленький "почемучка" должен сам добраться до истины. Вот и маленький Миша по возвращении домой попросил старшего брата помочь найти в интернете информацию о современных истребителях, а после получил в подарок «летную» энциклопедию от деда и модель самолета, которую клеили совместными усилиями, а дедушка делился забавными историями.

Также для развития творческих способностей ребенка можно использовать обычные сказки. Хорошие, проверенные временем сказки сами по себе стимулируют воображение малыша. Читая малышу вслух, можно остановиться и предложить ему пофантазировать - а что будет дальше? Ребенок может даже нарисовать продолжение истории - а потом вы вместе сравните его с тем, что предложено в книге. После этого малыш, возможно, уже сможет и сам придумывать сказки. Пусть сначала это будут короткие истории о чем угодно – о любимых игрушках, животных. Важно учитывать возраст ребенка - не требуйте слишком многого. Будьте терпеливы! Старые сказки можно рассказывать и на новый лад: можно изменить героев сказки или придумать новый сюжет. Пусть, например, Красная шапочка станет непослушной девочкой, а злая волшебница – доброй старушкой.

Через воображение дети решают для себя многие вопросы, проживают ситуации, преодолеть которые им бывает сложно в реальности. Например, страхи часто проявляются в игре с отрицательными персонажами. Убегая от Кощея или Бабы Яги, ребенок справляется с негативными эмоциями. А для родителей это возможность понять, что пугает или чего недостает их ребенку. Ведь, например, за образом Бабы Яги может скрываться строгая мама. Возможность же сочинить сказку, «разыграть» ее и прорисовать – это один из способов справиться с детскими страхами.

Развитие воображения у ребёнка дошкольного возраста имеет важное значение для подготовки его к школе. Никакое школьное обучение не может происходить успешно, если оно не опирается на достаточно развитое воображение.

Существует множество способов развития воображения, среди них и различные творческие игры. Например, «Придумай историю»: кто-то из взрослых начинает историю: «Раннее зимнее утро. Мороз. В воздухе танцуют снежинки. Мы идем по лесу...». Далее ребенок продолжает рассказ, останавливается, и передает эстафету взрослому.

Обычная прогулка может стать «прогулкой за творчеством». Здесь можно задействовать окружающие предметы (тени деревьев, облака, снежинки, листочки, лужицы), пусть ребенок придумает, на что они похожи. А дома можно нарисовать свои ощущения и свое настроение после прогулки.

Отличным совместным, творчески полезным времяпровождением может стать и настольная игра. Игра дает ребенку неоценимый опыт применения уже полученных знаний и освоения новых, которая развивает творческие способности малыша. Таким примером может быть настольная игра, которая так и называется – «Мечтариум», которая вдохновляет и познание и творчество. Для ребенка эта игра - возможность фантазировать, вызывающая массу эмоций, возможность переноситься в прошлое и будущее, стирая временные и пространственные границы, представлять и создавать то, чего пока не существует в реальности. И это не только способ развивать воображение, но и возможность расширять и углублять знания ребенка об окружающем мире. С помощью воображения можно полететь в космос, оказаться на незнакомой, но притягательно-интригующей планете в далекой Галактике или попасть на необитаемый остров.

О детском воображении можно говорить бесконечно, настолько это увлекательная и вместе с тем важная область развития ребенка. Миру взрослых порой не хватает детской простоты, наивности, дерзости идей и непосредственности их реализации. Мечта – это первый шаг к тому, что может стать реальностью. Задача взрослого – добавить ярких красок в мир ребенка, помочь ему найти себя и реализовать все свои творческие возможности!

 

Ольга Яралек

лауреат Всемирного союза деятелей искусства, член международного творческого объединения детских авторов (МТОДА)

ребенка воображения сказки воображение возможность игра ребенок стать ребенку мама помочь миша