Рассмотрим показатели развития для детей от девяти до одиннадцати лет.
Проведение обследования
Выберите пункт, соответствующий хронологическому возрасту вашего ребенка. Причем, если ему девять лет и одиннадцать месяцев, выбирается пункт, соответствующий девяти, а не десяти годам. На листе проставьте плюсы против тех вопросов, на которые вы можете дать положительные ответы, и минусы, если ответы отрицательные.
9 лет
Общая осведомленность. Кем был Тарас Шевченко?
Общая понятливость. Понимание причинно-следственных связей. (Почему в деревне воздух чище, чем в городе ?”). Задается один вопрос.Положительная оценка – при правильном ответе.
Концентрация внимания. Счет от 1 до 20, пропуская четные числа. Положительная оценка – без ошибок.
Практическое математическое мышление. Устный счет в пределах 20. (У мамы было 18 грн., 7 грн. 50 коп. она истратила, сколько у нее осталось?)
Индуктивное мышление. Установление сходства-различия. Какое слово будет противоположным по значению слову “собирать” - “раздавать”, “накапливать” или “беречь”?
Опыт восприятия. Опыт наблюдения природных явлений и объектов. (Какая разница между рекой и озером?) Задается один вопрос. Положительная оценка – при правильном ответе.
10 лет
Общая осведомленность. Определение отвлеченных понятий. (Объясни, что обозначают слова:
зима, ремонт, завтрак;
спешить, огромный, домашний;
деталь, смелый, скрывать.
Слова называйте почередно. Положительная оценка – правильное определение двух из трех предъявленных слов.
Общая понятливость. Решение простой головоломки. “слово ХОДИТЬ так относится к слову БЕГАТЬ, как слово МЕДЛЕННО к слову: ВЕРХОМ, ПОЛЗКОМ или БЫСТРО”?
Концентрация внимания. Восприятие на слух, удержание в кратковременной памяти. (Восстанови порядок слов в предложении:
1) в растут лесу грибы нашем;
2) кино в пойдем следующее мы воскресенье;
3) дедушка газеты мой читает регулярно).
Даете одно из заданий.
Положительная оценка – в составленном предложении не пропущено ни одно слово.
Практическое математическое мышление. Устное решение арифметической задачи на одно действие. (Сколько времени потребуется человеку, чтобы пройти 24 км, если он идет со скоростью 3 км/час?)
Индуктивное мышление. Установление сходства-различия. (Какая из следующих букв отличается от двух других?: С, Т У).
Опыт восприятия. Противостояние внушению при сравнении линий разной длинны. (Вопрос: “Какая линия длиннее? А ты посмотри внимательнее, может быть, ты все-таки ошибаешься?). Три предъявления попарно линеек или полос бумаги – три правильных ответа для положительной оценки.
Интерпретация результатов
Если вы не поставили ни одного минуса, уровень психического развития ребенка соответствует возрастной норме.
Имеется два минуса и более – развитие малыша проходит своеобразно, несколько иначе, чем у большинства сверстников. Поэтому рекомендуется консультация детского психолога, который даст конкретные советы по воспитанию и обучению ребенка.
Если минус только один – переходим к дополнительному обследованию.
Дополнительное обследование
Ребенок тестируется по пункту, который соответствует предыдущему возрастному периоду: если крохе меньше четырех лет, тогда – минус полгода; если ребенку от четырех до двенадцати лет – минус один год. Порядок проведения такой же, как и в основном обследовании.
Если среди ответов нет ни одного минуса, уровень психического развития соответствует возрастной норме.
Имеется хотя бы один минус – рекомендуется консультация психолога.
Источник: BABYCOM