Осознанно ухватившись за мамин палец, он сделает первый шаг на длинном пути к будущей самостоятельности, когда он будет без чьей-то помощи кушать, рисовать, одеваться, в общем, делать все, что свойственно разумному, самостоятельному существу. Как развивается способность хватать и держать предметы?
Еще с первого вздоха, младенец умеет хвататься за различные предметы, находящиеся поблизости возле его рук, но в этих движениях отсутствует преднамеренное координирование, для начального развития которого в среднем понадобятся первые двенадцать месяцев жизни малыша.
У трехмесячных малышей хватательный рефлекс еще слаб, но именно с этого периода жизни он начинает активно развиваться. Новорожденный ребенок на ваше прикосновение к его крохотной ручке, обязательно ответит крепким захватом, термин крепкий следует понимать с учетом возраста ребенка, но поступит он так, повинуясь лишь инстинкту и врожденному хватательному рефлексу. Этот же рефлекс будет подталкивать маленького человечка держать руки сжатыми в крохотные кулачки, но через пару недель, он начнет активно сжимать и разжимать свои пальчики, поскольку познание окружающего мира у всех детей начинается через знакомство с возможностями своего тела.
Трехмесячному малышу сложно разобраться в своих желаниях и эмоциях, но все же, новые яркоокрашенные предметы, появляющиеся в поле его зрения, будут вызывать у него заметную радость. Вскоре он начнет пытаться дотянуться до наиболее заинтересовавшей его внимание вещи, оттачивая способность координировать свои действия в соответствии с возникшими желаниями.
В это время уже можно начинать играть в первые, в жизни вашего малыша игры – малышковые прятки – ку-кушечки. Суть игры: мама прикрывает личико ребенка платочком, затем убирает его и произносит «ку-ку», через несколько дней у малыша выработается более-менее четкая ассоциация между платочком и возможностью поразвлечься, и он уже сам начнет пытаться имитировать слышанные ранее мамины жесты, звуки и действия.
Следующий временной отрезок, с 4 по 8 месяцы жизни – довольно травмоопасное время для деток. Поэтому родителям требуется внимательно осматривать как место, где сидит и лежит малыш, так и игрушки которыми он играет на наличие мелких предметов, маленьких, легко отламывающихся деталей в игрушках.
В это время все, что попадается под руку маленькому человеку, старательно отправляется им в собственный рот, для дальнейшего исследования возможностей попавшего в поле зрения предмета, который может затем попасть в дыхательные пути малыша. В рот отправляются все незакрепленные и попавшие в руки предметы и в моменты, когда у ребенка лезут зубки, поэтому следует следить, чтобы для этого использовались неопасные для здоровья вещи, твердые овощи. Восьмимесячный человечек неплохо выполняет удерживание предметов, но ловкости в обращении с ними у него пока еще нет.
Для закладывания стремления к проявлению самостоятельности, в моменты, когда малышу даются фруктовые или овощные пюре, нужно предложить малышу подержать в руке дополнительную ложку. Полугодовалые и старше малыши – активные исследователи, поэтому, чтобы хрупкие предметы не пали жертвой научных опытов юного первооткрывателя, следует их временно поднять на недосягаемую пока еще высоту.
Также нужно поступить и с ценными бумагами, украшениями. В исследовании мира участвуют все доступные для этого средства: руки, ноги, язык, первые зубы. Исходя из этого все, что может нанести ущерб здоровью ребенка должно быть от него надежно изолированно. Какая у малыша рука будет ведущей, станет понятным ближе к его второму дню рождения. В возрасте одного года, большинство малышей обожают играть в бросалки-подавлки, причем тот, кто умеет, хорошо ходить и быстро доставать брошенную вещь, заранее находится в невыгодной позиции – малышу такие игры не наскучивают, а вот у вас хватит сил и нервов, тысячу раз за шестьдесят минут сесть-встать, наклониться, поднять-подать?
В возрасте двух лет, многих человеческих отпрысков посещает желание попробовать свои силы в изобразительном искусстве и все, что хорошо держится в руке и оставляет след при соприкосновении с твердой или относительно твердой поверхностью, начинает активно ними использоваться.
Уже в трехлетнем возрасте, маленькие художники в состоянии подписать свои произведения собственными инициалами. Все эти занятия – отличные возможности для развития мелкой моторики, от уровня развития которой в дальнейшем будет зависеть и речь, и сообразительность малыша, и его успеваемость по школьной программе и многое, многое другое.
Поэтому все действия, которые необходимо выполнять, сосредоточившись, с помощью обильного движения маленькими пальчиками должны всеми силами приветствоваться и поощряться родителями. Для этого хорошо подойдут посиделки за поделками из пластилина, соленого теста, ковыряние в крупе с целью изучения свойств этого подозрительного, склонного к убеганию из ручек предмета.
Если же малыш интересуется окружающими предметами, но не высказывает желания ухватить какой-нибудь из них на протяжении длительного периода времени, то развитие ребенка проходит не по правилам и в этом случае необходима консультация детского педиатра.