Условиями творческой активности дошкольников являются: создание ситуаций познавательного, художественного, нравственного творчества; организация интересной содержательной жизни ребенка; обогащение его яркими впечатлениями, обеспечение эмоционально-интеллектуального опыта, который послужит основой для возникновения замыслов и будет материалом необходимым для работы воображения. Известно, что Даже рисуя инопланетное существо или неизвестное животное, ребенок опирается на впечатления, полученные из жизни, ему интересно изображать то, что хорошо знакомо, пережито, прочувствовано.
Для детского творчества можно использовать не только традиционные карандаши, фломастеры и бумагу, рекомендуется разнообразить применяемые материалы. Например, в качестве цветной бумаги вполне подойдут обертки от конфет, обои, плакаты, даже газеты и т.п.
Для отработки разнообразных способов изображения и выразительного применения различных изобразительных материалов можно использовать образные игровые упражнения: например, раскрашивание с разным нажимом, "перья", из которых затем составляются хвост и крылья сказочной Синей птицы. Жар-птицы, петуха, раскрашивание лепестков для Аленького цветочка, просто красивого цветка, цветов для декоративной композиции. Творчески работающий воспитатель может придумать и предложить детям разные игры-упражнения, в результате которых возникает изобразительный образ. Постепенно в это придумывание следует включать и детей, что будет способствовать развитию их фантазии.
Существенным недостатком, мешающим развитию детского творчества, является излишняя опека ребенка. Боясь, что ребенок не справится, ошибется, сделает что-то не так, педагог стремится как бы помочь ребенку, подсказать, подстраховать его от ошибок, а на самом деле мешает самостоятельности, контролирует каждый шаг, буквально навязывает свое решение.
Одним из недостатков, отрицательно сказывающимся на развитии изобразительного творчества детей, следует считать ограниченность используемых детьми способов изображения, идущая от установок воспитателя о том, что и как изображается. Некоторые считают, что не надо ничего детям показывать, что касается техники изображения, что это, дескать, формализует, засушивает детское творчество. Однако это ошибочное мнение. Дети любят новизну, им интересно разнообразие, и далеко не все дети могут сами выделить и воспроизвести способы изображения. Именно это обедняет их творческие возможности.
Не опасайтесь, что сложная работа по развитию изобразительного творчества детей у вас получится не так хорошо, как у педагогов детского сада, главное проводить ее с любовью, целенаправленно поддерживать творческие порывы малыша и помогать ему.
http://detskiy-mir.com