Ожидая рождения малыша, мы с мужем решили, что я буду сидеть с ребенком до школы. Мы строили грандиозные планы воспитания нашего чада: умные книжки, развивающие игры, школа танцев, занятия теннисом, раннее изучение иностранных языков и прочее. Но однажды в дом пришла действительность…
Не так уж много найдется сейчас семей, где мама имеет возможность сидеть с ребенком дома лет пять - семь. Получив очередную смехотворную дотацию, однажды начинаешь задумываться о работе. А поразмыслив над этим, обнаруживаешь: пока ты сидела дома, ситуация в твоей профессиональной сфере изменилась так сильно, что нужно начинать все заново. С другой стороны, начинают мучать угрызения совести по поводу намерения “бросить” ребенка, который так в вас нуждается. И вот уже молодая мамочка впадает в состояние, близкое к депрессии.
Как же вырваться из этого замкнутого круга? Как сделать карьеру, не забросив при этом ребенка, мужа, дом, да еще и остаться привлекательной женщиной?
Наш консультант – психолог Татьяна Иконникова.
Прими единственно верное решение
Вопрос о том - выходить на работу или сидеть с малышом и в какой пропорции делить свое внимание и силы, - это вопрос, который каждая женщина должна решить сама. И чтобы вам было легче определиться, поговорите с людьми, которым доверяете. Если среди ваших знакомых есть женщины, которые успешны и хорошо выглядят, поинтересуйтесь, как они воспитывают своих детей. Обратите внимание на тех, чей подход к воспитанию ребенка вам кажется неправильным. Попытайтесь понять, почему.
Принципиальная схема принятия решений
Если вы хотите принять правильное решение, чего бы оно ни касалось, делайте это по этапам:
“Так жить нельзя!”
“Жить надо по-другому. Жить надо так…”
“Для того, чтобы жить так, как я хочу, мне нужно…”
“Какими ресурсами я могу воспользоваться, чтобы жить так, как мне надо?”
“Как добиться своей цели? План действий”.
Теперь последовательно пройдемся по этой схеме, исходя из того, что этап первого осознания вы уже миновали и решили,: “Так жить нельзя! Надо работать…”
Определим зону интересов
После того, как вы закончите консультации и изучение чужого опыта, забудьте на время о мнении посторонних и попытайтесь детально разобраться в своих желаниях. Без этого вам не удастся определить внутренние приоритеты. Если вы уверены, что муж способен соблюсти ваши интересы и умеет все правильно взвешивать, обдумайте все вопросы вместе. Почему вы именно теперь решили выйти на работу? Какие причины натолкнули вас на эту мысль: финансовые проблемы, ощущение собственной нереализованности или желание быть независимой от мужа? Насколько для вас комфортна роль домохозяйки сейчас и в перспективе на ближайшие пять лет?
Готовы ли вы и ваша семья к изменениям?
Самый важный момент, в котором нельзя ошибиться, - насколько ваш малыш готов к тому, чтобы остаться без мамы продолжительное время?
Если ребенку меньше года, лучше все-таки посидеть с ним до того времени, пока он станет менее зависимым от вас. Разлука с мамой в столь нежном возрасте (особенно если не все пройдет гладко) может создать серьезные психологические проблемы в будущем.
В полтора-два года малыш спокойнее отнесется к тому, что время от времени маму заменяет другой человек. Но общаться со сверстниками в том объеме, как это происходит в детском саду, ему еще трудно. Лучше найти малышу няню.
Если же малыш приближается к детсадовскому возрасту, нужно оценить:
насколько он может самостоятельно справляться с едой, одеванием и туалетом;
насколько легко ребенок общается со сверстниками, с другими взрослыми; легко ли он адаптируется к новым условиям; может ли постоять за себя;
часто ли малыш болеет. Обязательно обсудите с педиатром, можно ли отдавать ребенка в детский сад.
Следующая проблема касается ваших отношений с мужем. Попробуйте выяснить:
что думает супруг по поводу вашего желания работать;
если он не проявляет особого восторга, нужен вам “консенсус” или не очень;
если вы поступите по-своему, насколько фатально это скажется на ваших отношениях.
Оценим наши возможности
Материальные ресурсы
Есть ли у вас возможность сидеть с ребенком, не занимаясь зарабатыванием денег? Насколько стабильны ваши отношения с супругом? Кто еще помогает вам материально (например, родители)?
“Хозяйственные” ресурсы
Как часто ваш муж помогает вам по дому? Насколько активно участвуют в воспитании внуков бабушки? Когда вы выйдете на работу, сможет ли кто-нибудь помогать вам больше, чем сейчас?
Ресурс времени
Можно ли решать несколько проблем одновременно? Какие домашние дела требуют от вас больше всего времени? От каких забот о ребенке вы принципиально не откажетесь? Что вы не можете и не хотите никому поручать?
После того как вы ответите на все эти вопросы, картина станет много яснее. И после некоторых размышлений вы, наверняка, придете к какому-то решению. Будьте готовы к тому, что независимо от ваших желаний и усилий, всегда найдется кто-нибудь, кто намекнет вам, что вы недобросовестная мать и несерьезно относитесь к своему самому главному делу. Найдутся и те, кто будет радостно прыгать вокруг вас и восхищаться: “Какая ты замечательная, как у тебя все хорошо! Как здорово -- сидеть дома и всю себя отдавать малышу!”
Кажется, что-то не так?
Вы уже начали работать… И вдруг почувствовали вину перед крохой или мужем. Остановитесь и подумайте, почему вы чувствуете себя виноватой, почему начинаете оправдываться перед собой и другими? Возможно, причина в том, что близкие трудно привыкают к вашему отсутствию. А может, кто-то из недоброжелателей вас чем-то попрекнул?
Но предположим, вы чувствуете какие-то другие причины – например, не совсем правильно оценили и рассчитали свои силы или изменилась сама жизненная ситуация. В этом случае нужно все снова проанализировать.
Определим приоритеты
Если вы решили “успеть все”, то рано или поздно вы почувствуете, насколько это важно – планировать. Пытаясь организовать свое время, мы (чаще всего в уме) раскладываем все проблемы по нескольким направлениям. Например, МАЛЫШ: его здоровье; развивающие игры. МОЙ МУЖ и все с этим связанное. Я САМА: красота, здоровье, работа. НАШ ДОМ и прочее.
Такой подход грешит тем, что в какой-то момент вы, увлекаясь одним направлением, оставляете без внимания все остальные. Но можно воспользоваться другой системой планирования. Давайте рассматривать все проблемы комплексно (как это и бывает в жизни), но при этом выделять для их решения конкретный, определенный промежуток времени -–сегодня, на этой неделе, в конце месяца…
Знаю как
- На листке бумаги выпишите все свои дела в том порядке, как они приходят вам в голову. Записывать нужно не в строчку или столбик, а равномерно “разбросать” проблемы по листку (чтобы было место, где порисовать). Поставьте сроки там, где они известны.
- Пробегите глазами по написанному и отследите те дела, которые подсознательно “цепляют” ваше внимание. В первую очередь среди этих крючочков могут оказаться проблемы, что давно висят на вашей совести (пришить пуговицу к летнему костюму мужа) и порядком надоели. Подумайте, сохранили ли они по-прежнему свою актуальность? Остальные дела из выделенных окажутся срочными и теми, которых “душа просит”. Доверьтесь подсознанию: выделять главное – это одно из его свойств.
- Обведите отмеченные дела довольно крупными прямоугольниками Назовем это первым уровнем срочности. Если таких прямоугольников окажется больше пяти – значит, вы в легком цейтноте. Поэтому посмотрите еще раз: может, что-то попало сюда по ошибке.
- Проделайте ту же операцию с оставшимися делами-крючочками – обведите прямоугольниками поменьше.
Таких степеней вы можете выделить сколько угодно. Все зависит от того, насколько детально вы обозначили круг проблем. Важно, чтобы прямоугольников одного размера было не более 3—5. По ходу дела вы можете найти четкую очередность приложения своих усилий, тем лучше – поставьте цифры.
С непривычки это может вам показаться скучным занятием. Однако, потренировавшись, вы увидите, как все просто. Например, вы готовите обед, а рядом на столе лежит бумага и ручка. В голову пришла мысль о еще не сделанном -- запишите ее. Так к концу приготовления борща у вас будет более или менее полный список проблем, требующих разрешения. Кстати, этот список совсем необязательно кому-либо показывать. Людей, не бывавших в подобных переделках, это может позабавить. Для вас же это вовсе не смешно, а очень важно.
Теперь остается собрать в кулак всю волю и переходить от теории к действиям. Ведь “разбросать” дела по листочку и определить приоритеты - еще не значит их сделать. Опасность составления письменного плана состоит в том, что будучи записанным, он оставляет ощущение сделанного.
Источник: BABYCOM