Часть первая. Знакомство
Цель: учить детей делить слова на части-слоги.
Впервые знакомить ребенка с делением слова на слоги лучше всего на самом «близком» для него языковом материале. Это собственное имя малыша. Я приглашаю детей в гости к Кошке (объемная или плоскостная игрушка). «Гости» знакомятся с Кошкой, по очереди четко проговаривая свое имя по слогам (по частям). Кошка старательно запоминает имена, еще раз их повторяя. В этот момент педагог от имени Кошки может исправить ошибки, допущенные детьми в делении своего имени на слоги.
Часть вторая. Кошка встречает гостей
Цель: упражнять детей в делении слов на слоги, закреплять названия животных и их детенышей.
Материал: плоскостные фигурки животных и их детенышей.
В начальный период обучения используются слова, состоящие из одного закрытого слога или слова, состоящие из двух-трех прямых слогов.
Примерный словарь: лис, лиса, лисята; кот, киса, котята; пес, собака, щенята; бык, корова, телята.
Дети рассматривают плоскостные фигурки животных. Педагог вместе с детьми уточняет названия животных и их детенышей. Затем каждый ребенок выбирает понравившуюся ему фигурку.
Педагог:
Ждет гостей сегодня Кошка
И волнуется немножко:
«Что ж так долго не идут?»
Ну а гости тут как тут.
Друг за дружкой по дорожке
Все спешат поздравить Кошку.
(Е.Ефименкова)
Педагог дает детям задание: стукнуть в дверь столько раз, сколько частей (слогов) в названии выбранного ими животного.
Педагог:
Каждый зверь,
Стукни в дверь!
Стукни громко столько раз,
Сколько в слове частей у вас!
Дети в произвольном порядке (по желанию или по предложению педагога) стучат в дверь нужное число раз. На вопрос кошки «Кто там?» они должны четко проговорить название животного по слогам.
После сбора гостей «им» предлагается поплясать. Дети встают в круг. Фигурки животных раскладываются по кругу в центре. Звучит музыка. Дети двигаются по кругу, выполняя танцевальные движения. Когда музыка прерывается, дети берут в руки фигурку, перед которой остановились, и проговаривают по слогам название животного. На следующих занятиях речевой материал усложняется: в словарь включаются слова, состоящие из слогов разной сложности (заяц, зайчиха, зайчонок; медведь, медведица, медвежата, медвежонок и т.п.).
Часть третья. Угощенье в день рожденья
Цель: упражнять детей в воспроизведении слов разного слогового состава, закреплять навыки словообразования.
Материал: плоскостные фигурки животных; «пирожки», вырезанные из картона и с фигурной прорезью в середине; «начинка» для «пирожков» в форме рыбки, ягодки, грибка, капусты, кусочка сыра и т.п. Прорези в каждом «пирожке» соответствует какая-нибудь форма «начинки».
Педагог говорит, что Кошка должна приготовить для гостей угощение. Она нуждается в помощи детей.
Дети вместе с педагогом имитируют движения лепки пирожков.
Педагог (обращаясь к одному из детей): Для кого ты печешь свой пирожок?
Ребенок: Для мишки
.Педагог: Вот тебе ягодка (показывает форму-начинку). Какая у твоего пирожка будет начинка?
Ребенок: Ягодная.
Педагог: А какой пирог с такой начинкой получится?
Ребенок: Ягодный пирог для мишки.
Если ребенок правильно образовал слова, педагог дает ему форму-«начинку». Ребенок ищет среди разложенных в центре круга или на столе пирожков тот, для которого подходит данный вкладыш, и вкладывает «начинку» в «пирожок».
Игра заканчивается хороводной песней:
Как на Кошкин день рожденья
Испекли пирог с вареньем
Вот такой вышины, вот такой ширины.
Хорош каравай —
Чай скорее наливай!
Ирина САМОЙЛОВА, логопед д/с № 33, г. Каменск-Уральский Рисунки Владимира Семеренко