Грудной возраст - это возраст от 1 месяца до 1 года.
До 1 месяца у новорожденных пульс - 120-140 ударов в минуту, к концу года - 110-120. В целях укрепления и совершенствования физического и психического состояния ребенка целесообразно применять массаж и физические упражнения.
БИБИКОЛЬДля детей до 1 года применяют массаж, упражнения рефлекторные, пассивные и активные упражнения. Рефлекторные (неосознанные) движения возникают у ребенка до 3-4 месяцев в ответ на раздражение, и это используют для рефлекторных упражнений.
Целесообразно назначать массаж с 2-3-недельного возраста и до 1,5 месяца применять только легкое поглаживание рук, ног, груди, живота, спины. Продолжительность массажа - 5-7 минут.
При проведении массажа выделяют 5 возрастных групп:
· I - дети в возрасте от 1,5 до 3 месяцев;
· II - от 3 до 4 месяцев;
· III - от 4 до 6 месяцев;
· IV - от 6 до 9 месяцев;
V - от 9 до 12 месяцев.
·
Во время занятий ребенка обнажают, для этого температура воздуха в помещении должна быть не ниже +22°С. Занятия со здоровыми детьми могут проводить ежедневно родители, пользуясь пособиями по массажу. С больными детьми занятия проводит массажист по показаниям, 2-3 раза в день, с интервалом 30-40 минут, за 1 час до кормления или спустя 1 час после кормления, и обучает этому родителей.
Общая продолжительность занятия - от 6-8 до 10-15 минут.
Во времй процедуры необходимо ласково разговаривать с малышом. Массаж следует проводить, включая только тяжесть кисти, легко и нежно.
Не разрешается массировать детям до 1 года область печени (правое подреберье), суставы. Особая осторожность необходима при массаже мест проекции почек, селезенки.
Занятия должны приносить ребенку радость, он должен воспринимать их как игру. Если ребенок во время занятий начинает плакать, следует уменьшить дозировку, успокоить его, показать яркие игрушки.
Использование рефлекторных упражнений до 3-4 месяцев помогает развивать двигательные навыки. Применяют рефлекторные упражнения только тогда, когда эти рефлексы у ребенка есть.
Рефлекс ползания возникает при положении на животе и усиливается, если к подошвам приставить ладонь, от которой ребенок отталкивается ногами. Хватательный рефлекс проявляется при надавливании на ладони; ребенок в ответ так сильно обхватывает пальцы взрослого, проводящего занятия, что можно поднять малыша вверх. При проведении с легким нажатием пальцем по околопозвоночной линии от таза к шее в положении ребенка на боку возникает рефлекс разгибания туловища.
При массаже ребенку до 3-4 месяцев применяют только поглаживание. Массаж сгибателей должен понижать тонус мышц, поэтому поглаживание проводят медленно и поверхностно. Массаж разгибателей направлен на повышение их тонуса, и прием поглаживания должен быть более энергичным и глубоким. На руке сгибатели расположены на ее внутренней поверхности, на ноге - на задней поверхности.
При проведении массажа следует руководствоваться состоянием тонуса мышц. До полного исчезновения повышенного тонуса используют только рефлекторные и пассивные упражнения.
С 4-месячного возраста массаж и пассивные движения можно дополнять активными упражнениями при ползании. При массаже можно применять растирание, разминание, похлопывание.
В возрасте 5 месяцев ребенок может сидеть, держась за что-либо руками, но из-за слабости мышц спины позвоночник сгибается; при поддержке под мышки он может стоять прямо, удерживать полминуты игрушки в руках.
Полугодовалый малыш поворачивается с живота на спину, сидит без поддержки, пытается ползать, хватает игрушки одной рукой.
В 7 месяцев ребенок может подниматься на четвереньки, на колени, ползать, сидеть с поддержкой под мышки, переступать.
В 8 месяцев он садится и из этого положения ложится, встает с посторонней помощью, пытается ходить.
В 9 месяцев малыш пытается стоять без опоры и, при поддержке, ходить за стулом, может из положения стоя садиться. В этом возрасте ребенок начинает понимать речь, и ему уже следует давать указания: "Возьми". "Сядь".
Надо поощрять ползание, а не сидение и стояние.