Познакомить с пластилином ребенка уже можно с того момента, когда ребенок начал самостоятельно сидеть и может уже понимать слово "нельзя" ("пластилин есть нельзя"). У нас это произошло приблизительно к году. С этого момента мы и начали заниматься с пластилином:
- узнали что такое пластилин;
- посмотрели, что пластилин бывает разных цветов (желтый, красный, зеленый);
- сложили из брусочков башню;
- познакомились с понятиями твердый и мягкий ("пластилин твердый, а когда разомнем он становиться мягким");
- исследовали, что пластилин мнется, помяли вместе;
- научились отщипывать от большого бруска маленькие кусочки;
- скатали из пластилина шары разного диаметра (маленькие, средние, большие); познали что такое "круглый";
- скатали из пластилина "колбаски". Попробовали руками, поняли что такое "толстая - тонкая", "короткая - длинная";
- "шары и колбаски" катали вместе с сыном: я своей рукой по его руке (и по правой, и по левой). Совершенно замечательный массаж пальчиков! Позже ребенок пытался сам повторить эти движения.
Повторяя, что мы уже знаем о пластилине, начали учиться размазывать пластилин по поверхности и при этом:
- смешивали цвета;
- меняли нажим; получали, "мазки" разной фактуры (шероховатые и гладкие).
Поверхностью может быть картон, цветной картон, доска, кусок линолеума и т.д.
Заканчивая занятие что - то обязательно необходимо вылепить:
- лепили шары - слепили снеговика;
- лепили колбаски - слепили семью кошек (ведь шары для головы мы уже умеем лепить, а туловище и хвост - чем не колбаски!);
- слепили светофор;
- на куске картона "размазанным стилем" сделали папе в подарок картину. Папе очень понравилось.
И это только начало познания пластилина. Такие же исследования можно проводить, используя соленое тесто или глину.
Из пластилина можно не только лепить, но и делать аппликации. На плотный картон нанесем равномерно тонкий слой синего пластилина. Это будет аквариум. Из зеленого пластилина скатаем и укрепим на картоне тонкие изогнутые колбаски - это будут водоросли. Из смеси белого и синего пластилина скатаем маленькие шарики - это пузырьки воздуха. А обитателей морских глубин можно сделать, как душа пожелает: красный осьминог, "золотая" рыбка, серая акула. Можно комбинировать материалы и кроме пластилина использовать: гальку, песок, ракушки, любую крупу, бусинки, бисер, макароны, нитки, ткань, вату, веточки, иголки хвойных растений. Для этой картины можно сделать рамку из пластилиновых жгутиков. Можно эти жгутики сложить косичкой или их можно украсить рельефом. Рельеф можно нанести любим острым предметом. Хорошие следы остаются на пластилине от стека, зубочисток, пуговиц, соломинок для коктейля, разные по фактуре ткани. По аналогии можно делать композицию на любую тему. Обязательно разместите эту работу на видном место. Пусть малыш гордится результатами своего труда.
Сначала слепим "колбаску", затем из неё получим карандаш- эта же "колбаска", но заостренная на конце.
Можно фигурки из пластилина делать с использованием спичек, зубочисток. Они могут стать, например, руками или ногами пластилинового человечка. А его шляпкой может стать шляпка желудя. Можно сделать фигурку, например, котенка, и обматать её шерстяными нитками. Получается очень необычно.
Можно принести с улицы ветку и украсить её ягодками из красного пластилина и листиками из зеленого. Можно даже пластилиновую птичку посадить. А можно саму веточку облепить пластилином, вот и получится пластилиновое дерево!
Конева Екатерина
Иванова Татьяна