Увы, уже сегодня ясно: учеба будет в радость далеко не всем. Для многих, если и не для большинства, она станет ежедневной унылой повинностью. И дело не в том, что наши дети ленивы. А в том, что приходят они в школу явно не готовыми. Отсюда стрессы и комплексы, отсюда нежелание учиться. На трудности в начале обучения оказывается обреченной примерно половина первоклашек. Потому что именно столько пятилетних россиян не посещает сегодня детсады.
Да, есть немало семей, в которых все необходимые знания и навыки завтрашним школьникам дают, не прибегая к помощи детсадовских воспитателей. Многие так называемые домашние дети посещают всевозможные центры развития ребенка, группы кратковременного пребывания и прочие образовательные учреждения. Но, во-первых, они есть не во всех городах и весях России. И во-вторых, плата за обучение там, как правило, достаточно высока.
Да, группы и центры развития! Во многих регионах, не исключая Москву, и в детский сад ребенка еще надо суметь устроить. А после того как финансировать дошкольные учреждения стали не из федерального бюджета, а из бюджетов местных, кое-где еще и родительская плата за пребывание детей в дошкольных учреждениях начала зашкаливать. Потому что бедные муниципалитеты сразу же переложили так некстати павшее на них бремя финансирования детских садов на плечи родителей. Так что для кого-то и детский сад стал непозволительной роскошью в буквальном смысле слова. А сколько в стране семей, где дети растут просто как трава!
Наверное, поэтому главное образовательное ведомство страны одной из стратегических целей грядущих изменений провозгласило именно выравнивание стартовых возможностей стоящих на пороге школы детишек. И одним из основных "тактических маневров" в ее решении ведомство видит изменение системы подготовки детей к школе. С момента одобрения в минувшем декабре правительством Концепции развития образования на 2006 - 2010 годы в педагогической среде все чаще стал употребляться термин "предшкольное образование", а проще "предшкола".
Предполагается, что предшкола будет первой ступенью в обучении любого ребенка. И ступать на нее ребенок будет в возрасте пяти с половиной лет. Программа предшколы должна быть рассчитана на год. Занятия по ней предполагается проводить преимущественно в дошкольных образовательных учреждениях или в организованных на их базе группах кратковременного пребывания, но также и в школах, прогимназиях и на базе учреждений дополнительного образования. Далее идет начальная школа. Она рассчитана на четыре года. Затем ребенок проходит программу основной школы - это еще пять лет. И последняя ступень - лицей, гимназия. Два года.
Но все это - время и деньги. Много времени и большие деньги. Большие еще и потому что, если "предшкола" - ступень в структуре, она не может быть или не быть: отсутствие этой ступени сделает всю структуру нефункциональной. А между тем уже сегодня декларируется, что родителей отдавать своих детей в "предшколу" обязывать никто не будет. Можно будет только убеждать это сделать.
Однако из этого следует, что "предшкола" должна быть либо бесплатной, либо плата за нее должна быть символической и помещения, оборудование и режим в этой "предшколе" должны сильно смахивать на таковые в детском саду. Иного пятилетние детишки просто не выдержат. Но если для федерального бюджета оказалось бременем финансирование имеющихся сегодня детских садов, на какие деньги министерство планирует обучать еще столько же детишек?
Впрочем, похоже, те, кто провозгласил курс на эти, безусловно, назревшие изменения в структуре и содержании нашего образования, особых финансовых проблем не видят. Во всяком случае, когда речь идет о подготовке детей к школе.
"На составление рекомендаций для регионов потребуется не более 1 миллиона рублей. Естественно, что внедрение разработанных программ может потребовать дополнительных, но также незначительных расходов - с 2007 года около 3 миллиардов рублей из бюджетов регионов РФ". Такие цифры озвучил заместитель директора департамента государственной политики в образовании минобрнауки Игорь Реморенко. Специалисты, которые потрудились соотнести эти цифры с масштабом грядущих в сфере дошкольного образования изменений, пришли в недоумение. И неудивительно, любого хорошего хозяина "демпинговая цена" настораживает.
Не исключено, конечно, что министерство рассчитывает не только на федеральный бюджет. На вопрос редакции: позволяет ли материальная база существующих сегодня дошкольных и школьных учреждений создать для детей условия, делающие процесс обучения детей комфортным и эффективным - начальник общего образования Минобрнауки России Ирина Тараданова ответила: "Все зависит от возможностей и желания региональных и муниципальных руководителей. Уже сейчас можно привести массу положительных примеров.
Нельзя забывать, что согласно принятому не так давно 122-му Федеральному закону, дошкольные учреждения теперь должны находиться в ведении местных органов самоуправления. Но механизм этой передачи, характер последующей ответственности местных органов власти пока никак не очерчен. Еще свежи в памяти многочисленные факты директивной ликвидации дошкольных образовательных учреждений с последующей бесконтрольной их продажей или сдачей в аренду их помещений, несмотря даже на появление запрета в действующем законодательстве. В этом просматривается возможная печальная перспектива детских садов, которые сегодня передаются в ведение органов местного самоуправления. Ведь своя рука - владыка. Совсем не случайно значительная часть сокращенной сети - ведомственные сады, составлявшие в РСФСР 40 процентов от общего числа дошкольных учреждений".
мнение врачей
Больной не догонит здорового
Впрочем, предполагаемая "стоимость проекта" - не главное, что настораживает специалистов. Большее недоумение вызывает сама постановка вопроса: в начальную школу - только с равными стартовыми возможностями. Достижимо ли это в принципе?
Директор НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков РАМН Владислав Кучма считает, что категорически нет. Но его аргументы, естественно, чисто медицинские. Оказывается, среди пятилетних детей сегодня очень мало здоровых. Были обследованы 250 московских дошкольников. Из них абсолютно здоровыми оказалось только 5 процентов, но ни разу за весь год не болели 10 процентов детей. Часто болеющих оказалось 15 процентов. Но при этом у четверти обследованных оказались те или иные хронические заболевания. У 70 процентов - те или иные морфофункциональные отклонения, в том числе костно-мышечные патологии. Если пятилетних детей с подобными нарушениями посадить за парты, считает Владислав Кучма, то через несколько лет эти патологии проявятся прогрессирующим образом. Но это еще не все. Оказалось, что половина из этих двухсот пятидесяти имеет нарушения кровообращения и 15 процентов - отклонения в пищеварительной системе. У 40 процентов обследованных были выявлены расстройства речи - им необходим прежде всего логопед. У 30 процентов были выявлены невротические реакции.
Оценивали в институте и уровень психомоторного развития детей. И у четверти из них он оказался не соответствующим возрастным требованиям. Уровень физического развития можно было признать соответствующим возрасту только у половины обследованных. Исследования показывают, что в последнее время дети наши становятся все "мельче". Ученые все громче говорят о "декселерации".
- Поэтому идеальный вариант воспитания и образования для школьников - дошкольное учреждение, - считает Владислав Кучма. - Школа для пятилеток - не лучший вариант. Тем более что СНиПам удовлетворяет только треть школ, а почти в 13 процентах из них зафиксированы грубые санитарные нарушения. Хотя, конечно, модернизация дошкольного образования необходима. Но осуществляться она должна грамотно, спокойно. Должна быть тщательно опробована и лишь затем предложена широкой аудитории. Что же касается равных стартовых возможностей, то следует признать: мы обречены на то, что у нас дети равных стартовых возможностей иметь не будут.
Российская газета