Способы поддержки.
Поддержка «солдатиком».
Учитель и ребенок в ванне. Ладонью левой руки учитель поддерживает голову лежащего на спине поперек ванны ребенка, а правой обхватывает сверху область его таза.
Поддержка «подводной подушкой».
Учитель сидит в ванне, вытянув ноги. Ребенок лежит на спине над его ногами, занимая продольное положение. Ладони учителя плотно соединены, образуя широкое и гибкое ложе (подводную подушку). Голова ребенка слегка приподнимается предплечьями учителя и затылком упирается в его грудь. Такая поддержка может быть «скользящей»: на первых занятиях ладони учителя подводятся под бедра ребенка, на последующих занятиях — под таз, затем — под спину и, наконец, только под затылок. Побуждая ребенка выполнять движения ногами, учитель обхватывает бедра ребенка.
Поддержка «двойным замком» в положении на спине.
Ребенок лежит на спине затылком к учителю, находящемуся вне ванны. Учитель наклоняется над ванной, его ладони сомкнуты под спиной ребенка. Большими пальцами рук, как замком, он обхватывает сверху плечи ребенка.
Поддержка «двойным замком» в положении на груди.
Учитель находится вне ванны. Ребенок лежит на груди лицом к нему. Ладони учителя подводятся под грудь ребенка, а большие пальцы сверху захватывают его плечи и верхнюю часть спины. Подбородок ребенка поддерживается запястьями учителя.
Поддержка «ложкой».
Ребенок лежит на спине. Учитель, наклоняясь над водой, ладонью одной руки, сложенной «ложкой», поддерживает его затылок. Со временем можно пробовать поддерживать ребенка растопыренными пальцами, затем кончиками 2—3 пальцев.
Поддержка для отдыха в полувертикальном положении.
Левая рука сидящего в ванне учителя согнута в локтевом суставе под прямым углом и почти прижата к телу. Ребенка в положении полусидя помещают на предплечье, спиной и затылком он опирается на грудь и плечо учителя. Свободной правой рукой учитель поливает голову ребенка теплой водой.
Поддержка для отдыха в вертикальном положении.
Учитель находится вне ванны. Левой ладонью с растопыренными пальцами он обхватывает грудь ребенка и переводит его в вертикальное положение так, чтобы его большой палец поддерживал подбородок малыша. Правой рукой учитель поддерживает затылок ребенка.
Поддержка «дугой» в положении на груди
Учитель (вне ванны) смыкает 4 пальца левой руки, отводит большой палец. На образовавшийся изгиб («дугу») укладывается и слегка приподнимается подбородок ребенка. Правой рукой учитель поддерживает его под живот.
К основным плавательным упражнениям относятся покачивания, проводки, погружения.
Покачивания. Учитель садится в ванну и, опершись спиной о ее короткий борт, вытягивает ноги. Ассистент осторожно передает ему ребенка. Положив ребенка на спину, учитель выполняет следующие варианты покачиваний:
Поддерживая ребенка «солдатиком», переводит его из горизонтального в полувертикальное положение и обратно — медленно, быстрее и быстро.1. 2. Покачивает вниз—вверх, поддерживая способом «подводная подушка» с боковым захватом бедер.
3. Поддерживая «двойным замком», делает боковые вращательные покачивания с постепенно увеличивающимся размахом до перевода ребенка в положение на боку. Все эти упражнения выполняются беспрерывно по 1,5—3 минуты с последующим отдыхом в течение 1 минуты.
Такие же покачивания и с той же продолжительностью затем выполняются и в положении ребенка лежа на груди (поддержка «двойным замком»).
Покачивать ребенка начните на 1 и 2-м занятиях — это способствует развитию «чувства воды». На 3—5-м занятиях покачивания чередуются друг с другом, а также с проводками, т. е. с горизонтальным продвижением по поверхности воды тела ребенка за счет легкого усилия учителя.
Проводка.
Учитель, находясь в ванне, делает прямую проводку ребенка в положении лежа на спине до противоположного конца ванны и обратно. Вначале поддерживает ребенка «солдатиком», на последующих занятиях можно применить другие способы поддержки. Выполняется беспрерывно в течение 2 минут, за один урок 3—4 раза, чередуясь с покачиваниями и с минутными интервалами для отдыха в полувертикальном положении (на руке учителя).
После 10-го занятия прямая проводка усложняется. Теперь необходимо проверить наличие у ребенка толч-кового рефлекса, который поможет ему активно скользить по воде.
Делается это следующим образом: доведя ребенка, лежащего на спине, а позднее на груди, до правого края ванны, учитель затем поворачивает его, приближая в этот момент к самому бортику ванны, до отказа согнув ему ноги в коленях и тазобедренных суставах, устанавливает пятки на стенку ванны и на несколько секунд прекращает свое усилие. Ребенок должен сам оттолкнуться от стенки и слегка проскользить по поверхности воды. Если он этого не делает, учитель легким усилием прижимает его к стенке, стремясь, чтобы малыш оттолкнулся. После этого учитель продолжает проводку по левому краю ванны и там повторяет свои действия. Такие проводки с поворотами делают в течение 2—3 минут, после минутной паузы для отдыха упражнение вновь повторяется. За одно занятие надо проделать это 2—3 раза. Если в течение недели ребенок не начнет отталкиваться от стенки ванны, упражнения с толчками прекращают.
С 15—16-го занятия проводка на спине выполняется с поддержкой ребенка «ложкой» — только правой рукой. На 20—25-м занятиях различные виды проводок на спине выполняются с еще более облегченной поддержкой — кончиками пальцев. К концу занятий в первом классе усложняются и проводки ребенка в положении лежа на груди. Они выполняются при поддержке ребенка одной рукой («дугой»). Начиная с 16-го занятия продолжительность проводки в одном положении ребенка (на спине или на груди) постепенно увеличивается и к 25-му занятию доводится до 4 минут. После минутного отдыха положение меняется.
Погружения.
С 20-го занятия начните постепенно готовить ребенка к погружению, т. е. кратковременному окунанию с головой под воду с помощью учителя или самостоятельно. Цель погружений — стимулировать врожденную способность к задержке дыхания, помогающую привить ребенку бесстрашие, привычку к воде.
Ребенок поддерживается в воде в вертикальном положении. Учитель громко считает: «Раз, два, три!» (с акцентом на «три») — и тут же произносит: «Ныряй!» По этой команде учитель погружает ребенка под воду. Вначале до уровня носа — несколько раз на 4—5 секунд, затем до уровня глаз — 3 раза (первый — на 3 секунды, второй — на 4—5 секунд, третий — на 5 секунд с перерывом в 6— 8 секунд). В течение одного занятия можно проделать 5—6 погружений, не больше.
Не забудьте! По окончании первого класса обучения плаванию ребенка вновь надо показать участковому педиатру и получить разрешение на дальнейшие занятия. Центр «Здоровая беременность»