Главное, что необходимо буквально с первых часов пребывания за партой, это:
1) Умение слушать и слушаться;
2) Готовность принять новую ситуацию и выполнять общие правила, регулируя свою деятельность;
3) Развивать волевые качества, в частности, уметь удерживать собственное внимание;
4) Общая осведомленность как показатель любознательности;
5) Мотивационная готовность к учебе как к общественно значимой деятельности (зачем, для чего я иду в школу?)
6) Достаточная развитость мелкой моторики рук.
Всё это звучит очень серьёзно, и, тем не менее, вполне соответствует возрастным способностям первоклассника. Все эти качества и способности, конечно, нужно формировать не за месяц и даже не за три месяца до первого сентября.
Если малыш непослушен, если он не научился слушаться , вполне возможно, он, будет «трудным» учеником. Умение слушаться – это не что иное, как умение следовать правилам, а оно проще всего вырабатывается в процессе общих игр. В общей игре маленький человек постепенно научится действовать «как положено», сдерживая иногда свои порывы, иначе другие дети просто не станут с ним играть. Если вы вдруг услышали в адрес своего ребенка от других детей: «Так не играют!», «Сейчас не твой ход!» и т.п., это должно вас насторожить. Неумение следовать правилам в дальнейшем сулит сложности не только в общении с детьми, но и с учителем. Групповые игры со сверстниками помогают выстраивать систему отношений, освоить навыки взаимодействия в коллективе, научиться достойно выходить из самых разных ситуаций.
С раннего детства нужно не только развивать внимание, но и научиться его удерживать. В этом помогут задания типа: «Найди десять отличий между картинками», «Что здесь лишнее», «Посмотри на эти предметы, закрой глаза, а теперь открой и скажи, что я отсюда убрал». Но имейте в виду, что слишком простые задания быстро станут скучными, а слишком сложные приведут к тому, что ребенок откажется играть.
Если малыш задает много вопросов, – значит, он любознательный. А любознательность ведет к осведомленности. В 3-5 лет дети задают бесконечное множество вопросов: «А что это?», «А откуда оно берется?», «Как устроено?» и т.д. Очень жаль, если вопросы остаются без ответа. Даже усталость не оправдывает невнимания к ребенку. Ведь наши ответы – один из основных источников познания мира. Чем подробнее и доступнее вы будете отвечать на эти бесконечные вопросы, чем больше и внимательнее будете беседовать с малышом, тем лучше он подготовится к восприятию учебного материала, когда пойдет в школу.
Дети должны понимать, почему им необходимо идти в школу. Должна быть мотивация, то есть те мотивы, которые побуждают его принять новую жизнь, как нечто желаемое. Мотивы эти зависят, в первую очередь, от того, как к школе относятся родители. Одно дело отдавать ребенка в школу потому, что «так надо» и совсем другое – считать школу важнейшим этапом в жизни малыша, а его успехи или неуспехи – областью интересов всей семьи.
Необходимо создать условия, чтобы ребенок верил в самого себя, стремился стать умнее, лучше во всём.
Развитие у ребенка так называемой "мелкой моторики" – тонких, хорошо координируемых движений кисти руки очень важно. Есть прямая зависимость: чем точнее движения рук, тем лучше развиваются полушария головного мозга. Научить ребенка делать точные движения карандашом непросто. Поэтому занятия должны быть увлекательными, а не становиться неприятной обязанностью. Можно вводить элементы игры: дорисовать ваш рисунок или обводить точечное изображение. Развивать тонкую моторику помогают лепка, собирание мозаики или конструкторов, вязание крючком, бисероплетение.
А вот интересный тест, который поможет определить готов ли ребёнок к школе:
1. Днем светло, а ночью...
Темно 0, неправильный ответ -4 .
2. Утром мы завтракаем, а днем...
Обедаем (или мы едим суп, мясо) 0; ужинаем, спим и другие ошибочные ответы -3.
3. Небо голубое, а трава...
Зеленая-0, неправильный ответ -4.
4. Черешни, груши, сливы, яблоки... это что?
Фрукты 1, неправильный ответ -1.
5. Почему раньше, чем пройдет поезд, опускается шлагбаум?
Чтобы поезд не столкнулся с автомобилем, чтобы никто не попал под поезд и т. д. 0; неправильный ответ -1.
6. Что такое Москва, Ростов, Киев?
Города 1; станции 0; неправильный ответ -1.
7. Какое время показывают часы?
Правильный ответ 4; ребенок определяет только четверть, полчаса и целый час 3; не знает часов 0.
8. Какое животное больше лошадь или собака?
Лошадь 0, неправильный ответ -5.
9. . Маленькая корова это теленок, маленькая собака это ..., маленькая овечка это...?
Щенок, ягненок 4; один правильный ответ 0; неправильно -1.
10. Собака больше похожа на курицу или на кошку? Чем похожа? Что у них общего?
На кошку, потому что у нее тоже четыре ноги, шерсть 0; на кошку (без признаков подобия) -1; на курицу -3.
11. Чем похожи друг на друга молоток и топор?
Общие признаки они из дерева и железа, у них рукоятки, это инструменты, ими можно забивать гвозди 3; одно подобие 2; неправильный ответ 0.
12. Чем похожи друг на друга белка и кошка?
Определение, что это животные, или перечисление общих признаков «у них четыре лапы, хвосты, шерсть, они умеют лазить по деревьям» 3; одно подобие 2; неправильный ответ 0.
13. Чем отличаются гвоздь и винт? Как бы ты узнал их, если бы они лежали перед тобой?
У винта резьба, а гвоздь гладкий 3; винт завинчивается, а гвоздь забивается 2; неправильный ответ 0.
14. Футбол, прыжки в высоту, теннис, плаванье... это?
Спорт, физкультура 3; игры, упражнения, гимнастика, состязания 2; неправильный ответ 0.
15. Почему во всех автомобилях есть тормоза?
Затормозить с горы, на повороте, остановиться в случае опасности столкновения или после окончания езды 1; названа лишь одна причина 0; неправильный ответ типа «я бы вообще не ехал без тормозов» -1.
16. Какие ты знаешь транспортные средства?
Только три наземных транспортных средства или полный их перечень с самолетом и кораблем, но только после объяснения, что транспортные средства это то, на чем можно куда-нибудь передвигаться 2; неправильный ответ 0.
17. Чем отличается старый человек от молодого?
Седые волосы или лысина, морщины, он уже не может много работать, плохо видит и слышит, чаще болеет, скорее умрет, чем молодой 4; одно или два отличия 2; неправильный ответ типа «у него палка, он курит и т. д.» 0.
18. Почему люди занимаются спортом?
Чтобы быть здоровыми, закаленными, сильными, подвижными, чтобы держаться прямо, не стать толстыми, добиться рекорда и т. д. 4; одна причина 2; неправильный ответ 0.
19. Почему это плохо, когда кто-нибудь уклоняется от работы?
Остальные должны за него работать, он ленивый, мало зарабатывает и не может ничего купить 2; неправильный ответ 0.
20. Почему на конверт нужно приклеивать марку?
Так платят за пересылку, перевозку письма 5; иначе тот, кто получит письмо, должен уплатить штраф 2; неправильный ответ 0.
Теперь посчитаем баллы.
1-я группа (24 и более) Поздравляем! Ваш ребенок хорошо подготовлен и справится с любыми трудностями.
2-я группа (14-23) С ребенком все в порядке, школьную нагрузку он выдержит.
3-я группа (0-13) Подготовка слабая, ребенок нуждается в дополнительных занятиях и постоянном родительском контроле с первых дней обучения.
4-я группа (от -1 до -10) К школе не готов, родители должны задуматься, в чем причина и попытаться устранить ее.
5-я группа (-11 и ниже.) Уровень развития ниже нормы, ребенку необходима консультация психолога и тщательное индивидуальное обследование интеллекта.