Практические советы логопеда

Практические советы логопеда
ФОТО: parenting.ru

Чаще вызывают затруднения у детей

шипящие: ш, ж, щ, ч.
свистящие: с, сь, з, зь, ц.
сонорные звуки: р, рь, л, ль.

Произношение, которое не соответствует возрастным нормам, называется патологическим косноязычием (дислалия). Ребенок при нарушении произношения отличается полным неумением произносить звук или группу звуков сознательным пропуском их в своей речи.

Постановку любого звука можно начать с подражания звукам, которые издают животные или предметы. Например, звук р (рычание собаки или звук работающего мотора), звук ш (шум волны, набегающей на берег, или как шипит гусь), ж (жужжание жука), з (писк комара) и т.д. Элемент подражания хорош тем, что используя его, мы заставляем работать слух и зрение ребенка.

Если же ребенок не сумел воспроизвести звук по подражанию, то занятия рекомендуется начинать с отработки отдельных элементов звука. При этом используется система артикуляционных упражнений и артикуляционной гимнастики, которые подготовят органы речи к произношению определенного звука.

Приведу примеры артикуляционной гимнастики:

Подготовительные упражнения, статистические (неподвижные):

“Лопаточка”. Широкий язык высунуть, распластать на нижней губе, держать 10–15 секунд.

“Чашечка”. Рот широко раскрыть. Широкий язык поднять кверху, но не прикасаться к верхним зубам. Держать 10–15 секунд.

“Иголочка”. Открыть рот. Узкий язык высунуть далеко вперед. Удерживать 10–15 секунд.

“Горка”. Рот приоткрыть. Боковые края языка прижать к верхним коренным зубам. Кончик языка упирается в нижние зубы. Удерживать 15 секунд.

“Часики”. Упражнение дается для активизации мышц языка. Скажите ребенку: “Посмотри, как тикают часики, как ходит маятник. Давай поиграем в часики, а маятником будет твой язычок”.

“Лошадка”. Показать ребенку как скачут лошадки. Проследите, чтобы кончик языка поднимался прямо, не поворачиваясь и щелкая за верхними зубами. Язык должен присасываться к небу, а потом отрываться от него со звуком похожим на топот копыт.

“Качели”. Скажите ребенку: “Высунь узкий язычок. Тянись им попеременно то к носу, то к подбородку, рот не закрывай". Повторить так 10–15 раз.

“Вкусное варенье”. Необходимо сидя с ребенком перед зеркалом представить, что вы съели вкусное варенье. И у вас испачкалась верхняя губа. “Давай-ка слижем варенье с верхней губы языком. Вот так”. Показывая ребенку, как надо слизать варенье, вы делаете движение широким языком по верхней губе сверху-вниз, но не из стороны в сторону.

“Почистим зубы”. Ребенок сидит на стуле лицом к вам. “Посмотри как я буду чистить зубы. (Чистите языком верхние зубы с внутренней стороны). А теперь давай вместе почистим верхние зубы, чтобы они были чище.”. Язык должен скользить по внутренней поверхности зубов слева-направо. Рот открыт, губы улыбаются и видны зубы.

“Маляр”. Скажите ребенку: “Высунь язык, рот приоткрой. Оближи, как маляр кисточкой, сначала верхнюю губу по кругу, потом нижнюю губу по кругу.” Повторить 10 раз.

При всех видах коррекционной работы с ребенком обязательно используйте зеркало, которое дает ему возможность видеть, как нужно ставить язык, зубы и губы при произношении каждого определенного звука.

Этапы коррекции звуков:

Первый этап работы по преодолению нарушений произношения — постановка звука. Только после того, как ребенок научится правильно произносить звук, приступайте ко второму этапу — закрепление звука.

Закрепление звука в слоге (прямом — ла, лу, ли, лы; обратном — ал, ул, ил, ыл), между гласными в середине слога — ала, оло, улу..). Тренировка звука на аналогах слов (лала, пала, лалала...).

Закрепление звука в словах: рабочий звук в начале слова (лампа, ложка, лодка), в конце (стол, стул, сигнал, смял, стал), в середине (неделя, золото, желтый).

Ввод слова с отработанным звуком в предложения, работа с картинками, подбор специальных стихотворений, где часто встречается рабочий звук.


Одновременно с закреплением рекомендуется проводить дифференциацию звуков.

Ребенок произносит звук в сопоставлении — с–т, в разной последовательности в слогах (са-та, су-ту, та-са, ту-су, то-со), в словах (санки-танки, лист, мост, стул, стол), во фразах (стены, стулья и столы были светлого цвета).

Ставим вопрос и получаем ответ с условием, что в вопросе и ответе обязательно должны быть дифференцируемые звуки. Например: Где стоит стул? — Стул стоит у стены.

Поручаем ребенку самостоятельно следить за своей речью, контролируя ее.

Правильная постановка произношения шипящих звуков

Для начала необходимо вспомнить с ребенком артикуляционную гимнастику, а именно упражнение “чашечка”: — Пожалуйста: сделай язык “чашечкой”, теперь переведи чашечку за зубы, удерживая язык вверху, сомкни зубы, слегка вытяни вперед губы (можете двумя пальцами сами слегка выдвинуть губы ребенка вперед), и произнеси звук.

Если ребенок удерживает язык в верхнем положении, будет слышаться звук ш, если язык не удерживается, нужно подвести под язык шпатель или плоский конец чайной ложки. Упражняться с механической помощью до тех пор, пока ребенок не сможет произносить правильный звук без помощи. Потом предложите ребенку с таким же положением артикуляционного аппарата произнести звук ж. Если ребенок произносит звук ж как ш, приложите одну его руку на свою гортань, а другую на его гортань, и снова произнесите звук. Чтобы поставить правильный звук ч, нужно объяснить ребенку, что звук ч состоит из слитно произнесенных звуков ть и щ-тьщ. Сначала можно произносить раздельно ть-щ, ть-щ, потом постепенно слить эти звуки. При постановке звука щ предложите ребенку повторить звук, если не получается по подражанию, то свой палец (в горизонтальном положении) подложите под язык. Палец должен удерживать язык у средней части неба. Добивайтесь долгого звучания щ.

Постановка правильного произношения свистящих звуков с, сь, з, зь, ц.

Правильная артикуляция свистящих звуков:

губы принимают положение последующего главного звука;

зубы сближены на расстояние одного миллиметра;

кончик языка упирается в нижние резцы;

боковые края плотно прижаты к верхним коренным зубам;

спинка языка (его средняя часть) выгнута посередине, образуется желобок, по которому выдыхаемая струя воздуха направляется к резцам (передним зубам).

При произношении мягкого с спинка языка сильнее выгнута, язык более напряжен. Звук з, зь произносится так же, только здесь уже включается голос (благодаря смычке голосовых связок), за счет чего и образуется звонкий свистящий звук.

Самое главное при произнесении с, з, ц , то, что кончик языка упирается в передние нижние зубы и его не должно быть видно между зубами, они закрыты. Если ребенок не может сразу произнести, подражая вам, нужно прибегнуть к механической помощи. Прижмите кончик языка спичкой (концом спички, предварительно отломив серную головку), и пусть ребенок, закусив зубами спичку, произнесет звук с, потом з. Если ребенок с помощью спички произносит правильно звуки, а без спички не может, потренируйтесь подольше со спичкой, потом опять попробуйте без нее, до тех пор, пока ребенок не станет произносить самостоятельно правильное звуки с, з, ц.

Если не получается сразу звук з (ребенок произносит его как с) положите его руку на вашу гортань, а другую руку на свою, произнесите сначала, протягивая, звук с (Слышишь, горлышко молчит?), а потом протяните звук :"з...з..з.." и ребенок “услышит”, как “загудело горлышко”. Для произнесения правильного звука ц предложите произнести слитно звук тис, сначала медленно, потом быстрее, в итоге получится звук ц (т+с). При произнесении ц поднесите тыльную сторону ладони ребенка к своему рту, и он почувствует струю воздуха.

Постановка правильного произношения звука л

Для исправления недостатков произношения звука л советую вам самый простой способ, я всегда пользуюсь им в своей работе. Сначала вы перед зеркалом (ребенок сидит рядом) зажимаете зубами кончик языка, потом предлагаете ребенку проделать то же самое, и, не меняя положения языка, произнесите протяжный звук а или ы. Потом делаете то же самое, только беззвучно, а ребенок с включением голоса. Должен получиться протяжный звук л.

Постановка правильного произношения звука р

Предложите ребенку вспомнить упражнение “чашечка”. Проделайте его вместе несколько раз обязательно перед зеркалом следующим образом:

— Сделай язык “чашечкой”, прижми сильно кончик языка к нёбу, оттолкнись, и силой произнеси звук д (следи, чтобы язык был вверху, зубы не закрывались и челюсть была неподвижна). Своим чистым пальцем или пальцем ребенка произведите быстрые движения слева направо, дергая язык за подъязычную уздечку. (На палец можно надеть соску для бутылочки). Сначала вы держите руку ребенка за кисть и его пальцем осуществляете движения, потом ребенок будет делать это упражнение самостоятельно. Делать надо до тех пор, пока не появится самостоятельная, без помощи пальцев, вибрация кончика языка. Повторять это упражнение несколько раз в день по 10–15 минут, или хотя бы один раз в свободное время, но тоже не более 20 минут.

Обязательно давайте ребенку отдыхать!

Чаще всего произносите сами сочетания др (язык вверху), чтобы ребенок, видя вашу артикуляцию и слыша правильный звук, подражал вам, но только при условии, если звук р вы произнесете правильно.

Работая с ребенком над исправлением дефектов звукопроизношения, необходимо иметь наглядный материал. Подберите цветные картинки, желательно по сериям (цветы, овощи, фрукты, посуда, одежда, обувь), различные лото, домино, кубики.

Старайтесь сделать занятие не скучным уроком, а интересной игрой. Чаще хвалите, поощряйте ребенка за его старание и труд.

http://greencross.by

звук язык ребенок звука языка ребенку зубы кончик произношения звуков рот ребенка губы