Многие специалисты сходятся на том, что лучшим педагогом и воспитателем для ребенка первого года жизни (да и в последующем тоже) является мама, которая малыш подрастет, позвольте ему погреметь на кухне кастрюлями и ложками или потрясти банками с крупами (при условии, что они плотно закрыты и безопасны для юного исследователя).
- Тактильное восприятие.
Хорошо, если игрушки ребенка будут разными на ощупь: мягкие, твердые, пупырчатые, гладкие, шероховатые и т.п. и по форме: круглые, квадратные и пр. Можно наполнить тканевые мешочки из разных материалов (кожи, меха, шелка, шерсти и т.п.) разными по размеру крупами и дать ребенку поиграть с ними. Не забывайте все ваши действия сопровождать речью.
- Двигательные способности.
Поощряйте двигательную активность ребенка, как говорится: «Движение – жизнь!». Создайте условия (конечно же, безопасные), в которых ребенок вынужден был бы дотянуться до игрушки или доползти до бутылочки с соком, преодолев небольшое препятствие. Тренируйте у ребенка захват рукой, предлагая ему предметы поочередно то в одну ручку, то в другую. Покажите малышу игрушку-пищалку и, вложив ее ему в руку, слегка надавите на нее – раздался писк. Побуждайте ребенка к тому, чтобы он сам нажимал на игрушку. Незаменимы в раннем возрасте массаж и гимнастика. Освоить азы вам помогут массажист и инструктор ЛФК. Для развития мышечного аппарата и закаливания ребенка необходимо посещать бассейн, где под руководством опытного инструктора малыш научится плавать и нырять.
- Развитие предметно-манипулятивной деятельности.
Пусть малыш (играя на кухне, когда вы готовите) складывает ложки в кастрюлю, пересыпает крупы или помогает вам складывать очищенный картофель в тарелку и т.п. Научите малыша снимать и одевать колечки на пирамидку, ставить кубик на кубик т.п.
- Развитие психических процессов – памяти, внимания, мышления – может происходить в обычной повседневной обстановке. Например, вы с малышом гуляете на улице и увидели кошку: «Ваня, смотри, киса!». Пока Ваня ищет взглядом и смотрит на кису, у него развиваются такие свойства внимания, как переключаемость, устойчивость и пр. Вы назвали увиденный ребенком объект «Кисой», показали ее завтра, увидели кису в гостях и в следующий раз малыш сам покажет вам кису. Таким образом, ребенок запомнил, что именно это киса, сохранил ее образ в памяти и в последующем воспроизвел. Так вы провели занятие по развитию памяти. Узнав кису, малыш уже не спутает ее с собакой или каким-то предметом, то есть он учится классифицировать. Так, наблюдая вместе с малышом за окружающим миром, вы научите его отличать большие объекты от маленьких, высокие от низких, пушистые от гладких и т.п
. Чтобы успешно развить речь ребенка необходимо с ним как можно чаще разговаривать. Пусть ваш голос будет тихим и ласковым. Сопровождайте речью все повседневные дела: когда одеваете ребенка, купаете, гуляете. Рассказывайте ребенку обо всем, что вы делаете. Используйте в общении с малышом народные потешки, которые доставят радость вам и вашему малышу.
Для успешного развития важен эмоциональный контакт, который существует между матерью и ребенком, а также то, насколько ребенок чувствует, что он защищен, любим и что его ценят. Ваша задача дать понять ребенку, что он для вас уникален, и направить (именно направить) его развитие в нужное русло, поощряя самостоятельность его действий и обезопасив окружающее пространство.
педагог-психолог Балберова В.В.