Развивающие фильмы для малышей: двигатель развития или его тормоз? Часть 1

Развивающие фильмы для малышей: двигатель развития или его тормоз? Часть 1
ФОТО: parenting.ru

В последнее время было выпущено значительное количество развивающих компьютерных и DVD-программ для самых маленьких.

Нижняя возрастная планка опустилась до рекордного уровня – фильмы маркированы отметкой «0+», – то есть рекомендованы для развития детей с момента рождения. Впервые такие педагогические инновации появились в США, где были созданы серии видеофильмов для самых маленьких.

Значительным спросом у покупателей пользуется продукция фирмы «Бэби Эйнштейн», которая выпускает видеозаписи, компакт-диски, книги, игрушки, рассчитанные на младенцев. Годовая прибыль фирмы составила $170 млн (2002 г.). Отечественные производители создали и выпустили российский аналог данного продукта. Нижняя возрастная планка опустилась до трех месяцев, то есть видеофильмы рекомендованы для развития детей младенческого возраста.

Эти фильмы представляют собой ряд эпизодов, наглядно иллюстрирующих различные предметы и явления окружающего мира, выходящего далеко за пределы интересов и возможностей детей первого и второго годов жизни: домашние животные, цветы, дикие экзотические звери, пейзажи, явления природы и пр. Все это без какой-либо логики или сюжета сменяет друг друга. В фильмах также используются постановочные съемки детей разного возраста и взрослых, небольшие кукольные сценки, отдельные документальные кадры из жизни диких и домашних животных и др. Эпизоды сопровождаются фразой-заголовком, которую «пишет» карандаш, нарисованный с помощью компьютерной графики. Видеоряд дополнен классической музыкой. Взрослым или дошкольникам выдержать такой бессвязный набор картинок в течение 20 минут довольно трудно.

Между тем эти фильмы пользуются большой популярностью у родителей, о чем свидетельствует хорошая продаваемость и активные дискуссии на сайтах, где обсуждаются достоинства и недостатки сюжетов для младенцев.

Как же отражается столь раннее потребление видеопродукции на физическом и психическом здоровье младенцев? Для начала давайте посмотрим, как относятся сами американцы к видеопродукции для детей младенческого и раннего возраста.

Американская академия педиатрии (The American Academy of Pediatrics) рекомендует полностью запретить просмотр ТВ детям, не достигшим двухлетнего возраста. Детям в возрасте 3–5 лет разрешается смотреть «высококачественные детские передачи» не более 30 минут в день. (Информация фонда Kaiser Family Foundation.)

Вместе с тем, по данным Семейного фонда Кайзера, 59?% маленьких американцев (не старше двух лет) проводят ежесуточно перед телевизором в среднем 1 час 22 минуты. Организация «Компания за детство, свободное от телерекламы» призывает родителей бойкотировать младенческие видео- и телепроекты. Представитель этой общественной организации, психиатр Гарвардского университета Сюзан Линн подчеркивает, что младенцы развиваются, общаясь с родителями, а не с телевизором, пусть даже с его экрана льется самая прекрасная музыка. Согласно ее мнению, телевизор, в конечном счете, просто заменяет «пустышку». Ведь, как подчеркивает целый ряд специалистов, нет никаких научных свидетельств того, что телевидение имеет образовательную ценность для совсем маленьких. Различные телешоу, в название которых входит слово «бэби», вполне могут оказаться «мягким способом приучения человека к вредной и опасной привычке в необычайно раннем возрасте».

И, конечно же, ни один дипломированный педиатр, педагог или психолог ни в одной стране не может рекомендовать просмотр видеопродукции детям младенческого возраста. Детям старше трех лет дается множество рекомендаций о дозировании экранного времени, которые в реальности более чем затруднительно выполнить.

Однако давайте попробуем разобраться – по сути, о каком развитии идет речь?

Прежде всего специального обсуждения заслуживает мнение физиологов и педиатров о влиянии экранной информации на ребенка, у которого только начинает формироваться зрительная система. Оказывается, есть достаточно большая разница в восприятии маленьким ребенком реальных предметов и их образов на экране.

Рассматривая настоящее яблоко, глаз младенца совершает множество движений (саккад), которые строят визуальный образ данного предмета. Взгляд на предмет на экране сокращает количество саккад в десятки раз, что компенсируется растущей работой голов­ного мозга, который вынужден синтезировать непрерывное изображение из отрывочных кадров. Однако смотреть на предмет и строить образ предмета это большая разница. Мозг взрослого способен к такой синтезации на основе огромного опыта. Опыт младенца минимален, синтезировать там еще пока что нечего, т.?е. получается, что младенец видит набор непрерывно сменяющихся пятен. Сомнительное развивающее занятие.

Для построения полноценного образа маленькому ребенку нужна работа различных сенсорных систем, что невозможно при телепросмотре. Мир должен быть сначала понят сенсорно, руками, по-настоящему. Образ предмета или явления должен быть выстроен своими руками и самостоятельно. Только тогда это будет настоящий мир, а не виртуальный с рождения. Пассивное постижение виртуального пространства ведет к искажению не только восприятия и мышления, но собственного бытия человека.

Для ребенка 3–12 месяцев демонстрируемый видеоряд остается набором расплывчатых картинок непонятного содержания, что конечно же не только не способствует, но и препятст­вует развитию восприятия.

Именно эти факты лежат в основе категорического запрета со стороны педиатров и физиологов демонстрации ТВ-продукции и видеофильмов детям до 3-летнего возраста (Всемирная организация здравоохранения – ВОЗ).

Обратимся теперь к мнению психологов. Согласно основополагающим теориям детского развития, полноценное живое общение с близким взрослым и реальный сенсорный опыт в освоении окружающего мира – вот главные линии развития маленького ребенка. В раннем детстве непосредственное участие реального взрослого и его эмоциональная включенность в общую жизнь с ребенком является необходимым условием всякого познавательного процесса и развития личности в целом. Основная задача младенца – установить полноценный психологический контакт со своим непосредственным окружением, причем в период, когда речевые способы еще не доступны! Согласитесь, что выполнить эту задачу при помощи экрана невозможно.

Авторы фильмов утверждают, что они сделаны специально в виде бессмысленного набора видеорядов, т.к. у малышей еще нет логики. Однако ребенок с рождения живет в мире причинно-следственных связей и логических цепочек. Зачем его вводить в какой-то непонятный хаотичный мир, где нет ни сюжета, ни начала, ни конца. Есть только непрекращающийся поток непонятных символов.

Это ни в коем случае не способствует развитию мышления и других психических функ­ций. В мировой психологии есть общепризнанные законы развития детского мышления, восприятия, памяти, с которыми авторы фильмов для младенцев, очевидно, не знакомы, т.к. их фильмы сделаны не на основе, а вопреки этим законам.

Для первичного сенсорного развития малышу необходим реальный, а не виртуальный опыт. В младенчестве ребенок должен получать натуральные, чистые эталоны цвета, звука, размера, веса и других основных признаков предметов. При этом малышу нужен его собст­венный, а не чей-то опыт. Младенец чувст­вителен к воздействиям именно взрослого, а не вымышленного персонажа или другого ребенка. Авторитет персонажа или мягкой игрушки повышается ближе к трем годам.

Почему же эта продукция пользуется такой популярностью?

 

Источник: http://shkola7gnomov.ru

развития фильмы возраста shy детей детям маленьких ребенка младенцев опыт основе явления младенца