Потом давала роженице пить успокоительные и лечебные травы. Также давала съесть чашку брусники в молоке - чтобы дитя родилось румяным и белым телом.
После увещеваний и наставлений повитуха вела роженицу в баню, чтобы распарить и размягчить кости, а также принять меры от "напуска" и "сглаза".
Роженица просила:
"Ах, бабушка гордая,
Рука твоя легкая,
Сведи меня рожоношку,
Во теплу парну баенку,
В белу умываленку!
Вызволи меня, бабушка, от мук и болестей!"
"Про тебя баенка топлена, для тебя изготовлена…".
Чтобы приготовить "наговорную воду" повитуха шла за ней с новым ведром на речку, зачерпывала воду всегда по течению реки. Вернувшись в баню, молилась.
Потом погружала в ведро правую руку и, зачерпнув там горстью воду, сливала ее по руке через локоть в ушат, и приговаривала:
"Как вода на локте не держится, так на рабе божьей на Марьюшке - ни уроки, ни призоры не держитесь!".
Оставшуюся воду повитуха выливала на голову роженице.
Потом клала ее на полок и начинала растирать, хлестать березовым веником, приговаривая:
"Идет красна девка с сухим веником,
тушит-гасит банную нечисть - все сухватки и боли!
Как у этого веника листки опадут,
так и сухватки и боли пропадут".
"Мою я рабу божию Марьюшку во жару, во пару!
Как идет из каменки жар, а из дымника пар ,
так бы сходили бы с рабы божьей Марьюшки все скорби и боли!"
Когда роды приближались и у роженицы начинались схватки, она произносила молитвы, в том числе говорила и такие слова:
"Во имя Отца и Сына и Святого Духа!
Из города Иерусалима идет Иисус Христос.
Мати Мария родила сына Иисуса Христа -
Не болевши, не стонавши и люди не слыхавши.
Так бы и мне, рабе божией, родить младенца -
Не стонавши, не болевши и люди не слыхавши!"
По материалам книги Г. Науменко "Этнография детства"
Источник: keng.ru