Собственно, сам термин «ранее развитие» на самом деле в корне неверен. Просто в странах с европейской культурой в результате различных исторических, социальных, религиозных и культурных причин сложилась традиция достаточно позднего обучения детей. Начинать систематическое обучение было принято не раньше шести-семи лет. К этому времени мозг ребенка уже полностью сформировался, процесс образования мозговых клеток завершен, способность к обучению резко падает, и малышу с трудом дается чтение, письмо, математика. Недаром существует твердое убеждение, что учиться трудно, что нужно стараться, преодолевать себя, что корень учения горек… Лишь отдельным счастливчикам учеба дается сравнительно легко, остальные же мучительно продираются через трудности, а потом отчаиваются и навсегда теряют интерес к этому занятию.
А ведь в жизни человека существует недолгий, но поистине уникальный период – от рождения до трех лет, когда мозг ребенка запрограммирован на обучение. Происходит бурный рост мозговых клеток, активно формируются горизонтальные связи между полушариями. И это неудивительно, ведь к трем годам кроха должен освоить колоссальный объем информации, сопоставимый с тем, что ему предстоит узнать за всю последующую жизнь: к своему третьему дню рождения здоровый ребенок в совершенстве овладевает родным языком ( а в двуязычной среде и двумя), у него формируются представления о пространстве и времени, родственных отношениях, цветах, формах, количестве… Чем больше раздражителей поступает в это время в мозг, тем активнее идет формирование связей между мозговыми клетками, нейронами, чем больше этих связей, тем выше будет базовый интеллект человека; чем выше интеллект, тем лучше ребенок схватывает, анализирует, запоминает информацию. Получается взаимосвязанный процесс. В эти годы малыш без труда и с радостью усвоит любую информацию, приобретет любые навыки безо всякой дополнительной мотивации.
Противники раннего развития опасаются: а стоит ли лишать ребенка детства, не приведет ли насильственное и несвоевременное обучение к неврозам, не повредит ли это его здоровью, не потеряет ли малыш интереса к учебе, не будет ли он «белой вороной» среди менее подготовленных одноклассников?
Безусловно, обучать крохотного ребенка нужно очень и очень бережно, никуда не торопясь и крайне внимательно следя за его реакцией. Мы не стремимся пока ни к каким результатам и не ставим перед собой никаких далеко идущих планов, живем сегодняшним днем и получаем радость от совместных занятий с крохой. Мозг малыша прекрасно защищен от перегрузок, и как только вы предложите материал, к восприятию которого ребенок еще не готов, он начнет бурно протестовать и попросту откажется заниматься. Ну ведь не сможем мы заставить ползать или ходить ребенка, мозг и двигательный аппарат которого еще для этого не созрели.
Но не следует забывать и вот о чем. Прежде, чем кроха будет готов к активному усвоению информации, обязательно должен пройти некоторый период ее пассивного восприятия. К примеру, активному освоению ребенком родного языка предшествует долгий подготовительный этап; он начинается еще в утробе, когда у малыша развиваются органы слуха и продолжается в течение первых полутора лет жизни. В это время формируются те отделы мозга, которые отвечают за понимание и воспроизводство речи. Малыш впитывает информацию о языке и начнет говорить тогда, когда они сформируются. Но если в этот период ребенок окажется вне языковой среды (например, среди диких животных), время будет упущено, в мозгу начнутся необратимые изменения, и человека уже будет невозможно научить говорить.
Если в первые месяцы жизни, когда мозг обладает поистине феноменальными возможностями, младенец большую часть дня проводит лежа на спине в кроватке и разглядывает лишь белый потолок или капюшон в коляске, если его в течение нескольких месяцев пеленают и одевают в распашонки с “варежками”, не давая пощупать окружающие предметы, – в этом случае малыш не сможет получать достаточное количество зрительной и тактильной информации об окружающем мире, мозг будет развиваться не так быстро, как мог бы, и у крохи просто не будет физической возможности начать сидеть и вставать, брать игрушки и складывать пирамидки, различать цвета и узнавать картинки вовремя, то есть, тогда, когда его мозг и тело будут к этому готовы. И, как и в случае с речью, со временем малыш будет все с большим трудом осваивать то, чему бы научился бы играючи в более раннем возрасте.
А можно с самого рождения поместить кроху в развивающую среду и не ограничивать его двигательную и творческую активность. Не будем его пеленать и сажать в манеж, а с самого рождения станем класть голенького или в тонкой распашонке на животик на одеяльце, постеленном прямо на пол (это нужно не только для закаливания, но и потому, что, соприкасаясь всем тельцем с разнообразными по фактуре поверхностями, малыш получит больше сенсорной информации, которая жизненно необходима новорожденным). Тогда наш кроха сможет самостоятельно познавать окружающий мир, оглядывая его и ощупывая, пробуя свои силенки и пытаясь дотянуться и доползти до понравившихся предметов. Обзаведитесь спортивными снарядами для самых маленьких, сделайте из подручных материалов игры и игрушки для развития тактильных ощущений, координации движений, мелкой моторики, показывайте малышу яркие, красочные книги и картинки с подписями, кубики с буквами, а еще лучше – со складами, повесьте репродукции картин великих мастеров, ставьте кассеты с классической музыкой и стихами, следите, чтобы под рукой вовремя оказались краски, клей и пластилин, играйте с ребенком в развивающие игры, читайте ему книги и пойте песни.
В такой среде кроха начнет сидеть, ползать и ходить, читать и петь, рисовать и разбираться в географической карте, когда будет к этому готов. И скорее всего, гораздо раньше, чем это предписано официальной медициной и педагогикой. То есть, наша задача – создать условия, в которых малыш сможет полностью и своевременно реализовать свои способности. Иными словами, говоря о раннем развитии, мы имеем в виду, что ребенок будет развиваться не раньше соседского мальчика или девочки, а лишь раньше, чем мог бы он сам, если бы с ним не занимались.
Многие опасаются, что слишком ранние интеллектуальные занятия могут повредить здоровью малыша, привести к сколиозу, гиподинамии, близорукости. Если вы будете заставлять трехлетнего кроху читать букварь или засадите четырехлетку за прописи, именно этим все и кончится. Для малышей нужны особые пособия (великолепно подходят крупные и яркие кубики Зайцева), самодельные книги с крупными, не меньше 2 см в высоту, буквами, четкие, красочные картинки. А главное, раннее развитие по-настоящему возможно лишь при развитии двигательного активности: интенсивные физические занятия в первый и второй годы жизни способствуют интенсивному росту мозга, развитию его верхних отделов. Кстати говоря, у европейских «кроватно-манежных» детишек двигательная активность значительно ниже, чем у их африканских сверстников, которым с рождения разрешают ползать. В центральной Африке дети в среднем начинают ходить в шесть месяцев, а если они не начали ходить до девяти, это считается тревожным симптомом. И, согласно тестированию, интеллектуально африканские малыши в первый-второй годы жизни тоже опережают европейских, и лишь потом отстают в силу социальных причин (данные Всемирной Организации Здравоохранения).
Если ваш кроха будет сочетать изучение азбуки с прыжками на батуте и рассматривать географическую карту, раскачиваясь на канате, гиподинамия ему не страшна. А в школе, как раз, созданы все условия для прогрессирования сколиоза и близорукости: короткие перемены, во время которых нельзя бегать и шуметь, переизбыток письменных работ, нелепые, устаревшие требования к каллиграфии. Писать с наклоном в тетради, положенной «уголком», держа при этом ручку так, чтобы ее конец был направлен к плечу, было удобно перьевыми ручками на партах-пюпитрах, а на ровном столе шариковой ручкой это можно проделать лишь искривившись и согнувшись в три погибели, к тому же левши и дети смешанного типа вообще не могут писать в такой позе. Да и кто в массовой школе следит, не горбится ли ребенок!
Положим, раннее развитие пойдет малышу на пользу, – продолжают волноваться родители – но будет ли ему интересно в школе, не станет ли он белой вороной, не разлюбит ли учиться. Во-первых, напомню латинскую пословицу «Мы учимся не для школы, а для жизни». Вот именно к реальной жизни, а вовсе не к поступлению в первый класс стоит готовить малыша. Кроме того, сегодня существует немало школ для одаренных детей, куда с радостью примут развитого, сообразительного малыша. Да и в обычной школе хорошая учительница (а к плохой мы и не пойдем!) найдет, чем занять умницу, пока его менее подготовленные сверстники будут осваивать букварь и прописи. Если же малыш с детства полюбит добывать знания, искать пищу для своего интеллекта, эту любовь он сохранит на всю жизнь. Ну, а если ваш умница станет протестовать против унылых заданий и школьной «уравниловки», значит, нужно поискать ему более подходящую школу, где его таланты оценят по достоинству.
Безусловно, чтобы малыш не превратился в эмоционально неразвитого «ботаника», не следует ограничивать его мир только книгами и логическими задачками. Не менее важны и простые «бесполезные» игры в компании сверстников, и ничего не развивающие, но такие любимые куклы и плюшевые мишки, и даже пистолеты и танки. Интеллектуально развитый ребенок с высоким творческим потенциалом всегда сумеет организовать интересную захватывающую игру, будет лидером в любой компании.
А зачем вообще ребенку высокий интеллект? Может, это нет так уж и важно? Пусть будет как все, середнячком. Может, звезд с неба хватать не будет, зато и не обожжется, вновь сомневаются мамы. Во-первых, с умным ребенком вам самим будет интереснее. С ним всегда проще договориться, потому что он склонен слушать и воспринимать то, что ему говорят. Во-вторых, раннее развитие – своего рода прививка против соблазнов и опасностей, которые подстерегают сегодня подростков. Если человек умен, развит, многого добился в учебе, ему просто незачем, да и неинтересно самоутверждаться при помощи агрессивного поведения, сигарет, наркотиков. Богатый внутренний мир – лучшее противоядие против суррогатов, которые предлагает сегодня массовая культура: компьютерных ходилок-стрелялок, комиксов, «попсы», триллеров, сериалов. Наконец, того, кто привык самостоятельно мыслить, труднее заманить в агрессивную секту типа «Белого братства», притон или просто в банду. Ребенок, который хорошо успевает по всем предметам, посещает творческие или научные кружки, обладает большей свободой при выборе будущей профессии. И дело даже не только в возможности сделать более удачную карьеру, разбогатеть. Для этого, как раз, совсем не обязательно иметь высокий интеллект. Речь, скорее, идет о самореализации, возможности заниматься любимым делом. Согласитесь, профессионально и творчески состоявшийся человек всегда счастливее неудачника. А ведь мы хотим видеть своих детей прежде всего именно счастливыми.
Ася Штейн
Источник: 8ya.ru