Что учителю норма, то психологу абсурд
Психологи полагают, что готовить к школе надо лишь тех ребятишек, которые в этом нуждаются, тех, например, кто сам задает вопросы, интересуется или беспокоится. Но даже тогда "натасканность" значит для хорошей адаптации гораздо меньше, чем уровень эмоциональной и социальной зрелости.
"Помощь родителей чаще всего нужна ребенку в уже случившейся трудной для него ситуации. И то в виде моральной или эмоциональной поддержки, когда достаточно терпеливо выслушать и выразить понимание, - говорит психотерапевт Института психотерапии и консультирования "Гармония", кандидат медицинских наук Сергей Зелинский. - Формирование школьных навыков - задача педагогов, их этому учили. Вмешательство родителей в отношения между детьми или с учителем чревато тем, что чадо может так и не научиться отвечать за свое поведение, свою учебу. Представьте себе: дети играют в песочнице, а вокруг стоят их мамы и указывают, кому взять совок и куда поставить куличик. Абсурд, правда? А ведь это - метафора того, что обычно происходит в жизни школьников. И чем настойчивее попытки научить чему-то ребенка, который этого не хочет, тем вероятнее появление отвращения к школе, к учебе".
В то же время школа, как общественный институт, подчеркивает, что папы и мамы обязаны воздействовать на детей в целях их лучшего обучения, а многие учебные заведения сегодня требуют, чтобы дети приходили, уже зная алфавит, цифры и даже счет. И родители часто оказываются заложниками ситуации: хочешь не хочешь, а приходится преподавать своему несмышленышу азы чтения, письма и математики. Тут важно не сослужить ему "медвежью услугу", а потому неплохо бы знать основные педагогические рекомендации.
Сначала понимать, а уж потом уметь
Домашнее обучение математике, увы, часто сводится к механическому запоминанию цифр и простейших операций с ними. Родители радуются, когда дитя "умеет" считать до 50 и больше, складывать и вычитать числа, знает наизусть таблицу умножения. Но практика показала, что приобретенные подобным образом знания для ребенка представляют собой такой же набор слов, как любая считалка. Часто такой "умница" не может разложить коробку карандашей на "много" и "мало" или решить задачу, действуя не с цифрами, а с предметами (например, сложить 2 яблока и 3 груши). Это говорит о том, что у него нет основ логического мышления, умения рассуждать, делать самостоятельные выводы. Вот почему важно прежде всего не учить ребенка пересчитывать предметы, а знакомить его с их внешними свойствами: семью цветами спектра, пятью геометрическими формами (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал), тремя градациями величины (длина, ширина, высота).
Начиная обучать карапуза чтению и письму, откажитесь от простого заучивания букв и тренировок в их написании: заострите его внимание на том, как мы слышим тот или иной звук, как при этом выглядят губы, где находится язык. В игре со словом малыш учится его слышать, произносить звуки, управлять своим артикуляционным аппаратом. И это поможет ему в постижении самостоятельного чтения и написания букв и слов.
Однако важно не только дать ребенку определенные интеллектуальные познания, но и вселить в него уверенность в своих силах, развить умение отстаивать свою идею, и наоборот, критически оценивать свои суждения, если карапуз излишне самоуверен. Это очень актуально, ведь современная школа требует от детей не только и не столько конкретных знаний, сколько умения думать, находить собственные решения, уметь выделять основное, понимать взрослого, сотрудничать с ним и с одноклассниками.
Источник: "Мамка"