Бабушка должна печь пироги, дедушка должен ходить с палочкой и вечно ворчать, начальник должен с умным выражением лица сидеть за столом, и делать вид, что очень занят.
Общество навязывает нам образ действий, и давит, если мы попробуем не подчиниться.
Даже ребёнок, не успев родиться, уже многое должен. Он должен родиться определённого веса и роста. В определённые сроки у него должны начать резаться зубы. Первое слово он должен сказать - мама. В шесть лет он должен пойти в школу, где должен хорошо учиться, т.е. угадывать ответы, заранее заготовленные учителем.
Обратите внимание, как дети отгадывают загадки.
Прослушав загадку, первая реакция:
« А, знаю?».
В том случае, если ответ известен.
Даже многие взрослые, в загадке «Без окон, без дверей, полная горница людей», не допускают другого ответа, кроме как «Огурец». О том, что это может быть арбуз, дыня, тыква, помидор и т.д. не может быть и речи. Ответ известен с детства.
Если на протяжении всего обучения угадывание и запоминание проходило нормально, то ученик должен стать студентом. После окончания высшего учебного заведения, должен устроиться на работу, жениться и ждать пенсии. После выхода на пенсию должен умереть. Вот и весь сценарий жизни нормального человека. Был такой человек или не был – разницы никакой. Как только вам вздумается отойти от штампа, вы автоматически попадаете в разряд ненормальных.
Историю меняют личности, мир изменяют ненормальные, те которые могут себе позволить представить, создать то, чего на свете не бывает. Но быть личностью тяжело. Талант обречён на одиночество.
У любой медали две стороны. Пока ребёнок не в состоянии сделать сам выбор, за него решают родители. Будет он, таким как все, и жизнь его в будущем потечёт по нормальному сценарию, покачиваясь на волнах серой массы, или это будет творец, бунтарь, обречённый на одиночество, так как всегда будет находиться впереди этой массы, которая стремится к удобному покою.
Воспитание и образование предполагает создание биологических одинаково мыслящих роботов, которые всё знают. Но эти знания опираются на хорошую память.
Чем больше ребёнок помнит, тем он считается умнее. Извините, но это больше похоже не на обучение, а на дрессуру. Необходимо запомнить сколько раз в определённой ситуации пролаять, и сразу получишь сахар (высшую оценку) и все тебя любят и тепло, и сытно.
Мыслящий ребёнок неудобен, он постоянно рассуждает, задаёт вопросы, часто заводя взрослых в тупик.
Поставленную задачу он может решить таким образом, что взрослый и не сможет определить верность решения, так как этот способ решения ему не знаком.
Поэтому роль взрослого должна измениться, он должен перестать быть судьёй и принять на себя роль соавтора в детском творчестве.
Он становится стимулятором творчества. Это взрослый человек, который развивает вместе с детьми в себе навыки творчества и воображения, задавая вопрос:
“А что если?”. Участвует в различных видах деятельности, как равноправный участник процесса.
Ребенок приходит в школу, и мы принимаемся за его обучение. Вкладывая в голову малыша различные знания, мы отгоняем от себя мысль:
А что он будет с ними делать?
Когда юноша или девушка покидает стены школы, отгонять этот вопрос уже некуда. Но здесь нам повезло - это не наша проблема. И ходит уже не мальчик, но еще не муж с головой набитой знаниями, а что с ними..? а куда их..? а зачем они..?
Мы получаем маленькие ЭВМ, которые, смогут решать различные задачи, основываясь на базе данных, которая в них заложена. Поэтому мы стремимся заложить в память больше данных, для решения более разнообразных задач. Но человеческая память имеет свойство забывать, а значит, задачи, которые легко решаются сегодня, завтра могут быть не решены.
Напрашивается вывод, что нужно учить другому мышлению - мышлению творческому, которое основывается на творческом воображении.
Воображение - это акт, а не вещь.
Творческая жилка воображения есть у всех и у ученого, и у инженера. Для научных открытий она так же важна, как для создания произведений искусства.
Сегодня воображение в школе находится на положении бедного родственника.
Умение запомнить, по сей день, составляет отличительную особенность примерного, то есть наиболее удобного податливого, нормального ученика.
Разум един. Творческие возможности его должны развиваться всесторонне. Творчество - синоним оригинального склада мышления, то есть способность постоянно ломать привычные рамки накопленного опыта.
Творческий ум - это ум активный, пытливый, обнаруживающий проблемы там, где другие их не видят, считая, что на все есть готовый ответ; он способен принимать ни от кого не зависящие решения, он отрицает то, что ему навязывают. Процесс творчества всегда веселый, игровой, даже тогда, когда речь идет о математике.
Творчески мыслить могут все, при условии, что человек живет не в обществе, и учиться не в школе репрессивного типа. Возможна система, которая прививает и развивает творческое начало.
Всем известно, что игра формирует характер ребёнка, способствует развитию его интеллекта, расширяет кругозор и заставляет детей пока ещё в игровой ситуации искать решения, находить пути достижения цели. Поскольку дети, в отличие от взрослых, не стесняются жить в своих фантазиях и выдавать их за реальность, игры дают им возможность примерять на себя различные роли.
В связи с этим для обучения применяется множество наглядных пособий, которые, с одной стороны призваны приблизить учебную деятельность к игровой, а с другой стороны предлагают готовые решения, развивая психологическую инертность у ребёнка. Получая готовые пособия, ребёнок принимает те ассоциации, которые ему навязываются авторами.
Чтобы при обучении ребёнок мог опираться на собственные представления, соотносится х с находками своих товарищей, а значит обогащать свой опыт в совместной деятельности, необходимы пособия, которые ребёнок будет создавать сам.
Сегодня промышленность предлагает множество наглядных пособий и раздаточного материала, которые помогают решать разнообразные задачи.