Сказка воспитывает и развивает мировоззрение, открывает мир красоты и чувств. Сказка - это прекрасный способ преподнести мудрый урок в простой форме с участием интересных персонажей. Сказка призывает думать и развивает находчивость, с ее помощью активизируется воображение и интуиция, приходит жизненный опыт.
Наши прародители понимали ценность сказок и многие уроки преподавали своим детям на уровне сказок. Выводы, сделанные детьми после прочтения сказки, были наиболее эффективными. Сказка - универсальное средство обучения, с помощью которого ребенок увидит самое главное, то, для чего и предназначалась сказка. Психологи занялись изучением влияния сказки на психику ребенка. Оказалось, сказкотерапия - лучшее воспитательное средство, имеющее положительное значение.
Нетрудно заметить, что сказка успокаивает лучше обычных слов, даже если это ваша собственная придуманная история. Нужно только ее необычно оформить и вовремя рассказать. Психологи нашего времени многие вопросы пытаются решить при помощи игровых методов и сказкотерапии. Они рассказывают сказки и дают прослушивать записанные сюжеты. Сказкотерапия помогает обнаружить скрытые проблемы в душе ребенка и позволяет установить контакт с его личностью. Этот метод гармонизирует внутренний мир и исправляет неверные представления ребенка, воздействуя тем самым на поведение, а также развивает дошкольника, преподает ему опыт и знания. Сказка несет функции духовного и жизненного развития личности.
Влияние терапевтической сказки
Образное мышление ребенка закладывается в период жизни от трех до шести лет. В сказке интрига, фантазия смешивается с реальностью, в некотором значении, особенной. Дети охотно слушают сказки, и в этом открывается масса возможностей преподнести необходимый для жизни урок ребенку. В сказке такой же мир, похожий на реальный, но измененный автором под призмой собственного видения и наблюдения. В сказке может произойти все, что невозможно в жизни.
Виды сказкотерапии
1. Дидактические или поучительные сказки
Сказки обучающего характера раскрывают мир с новой стороны и утверждают основу учебных знаний. Дидактические сказки наполнены одушевленными персонажами: в них разговаривают буквы, предметы и растения с животными. Дети рассматривают понятия семьи, природы, правил поведения в забавной и интересной форме.
2. Художественные сказки
На протяжении веков создавались, расширялись, украшались и совершенствовались сказки. В них заложен ценный опыт далекого прошлого. Народные сказки хранят нравственные и эстетические принципы и углубляют мировосприятие человека. Они описывают взаимоотношения между людьми и удобны для использования в педагогических целях.
3. Диагностические сказки
Вы уже заметили, какие сказки ваш ребенок любит больше всего? Это также может означать, что ребенок подсознательно идентифицировал себя с одним из персонажей и ему нравится определенная модель поведения, связанная со сказочным героем. Бывает, что девочка подражает и в жизни сказочной хитрой лисичке, проявляя гибкость и неоднозначность в поведении. Если мальчик любит пиратские истории - значит, ему не чуждо решать проблемы силой. Если вы займетесь сочинением сказки вдвоем, то обнаружите много интересных мыслей и желаний своего ребенка.
4. Сказки профилактического значения
В процессе слушания сказки постепенно формируется восприятие собственной личности и мира. Происходит формирование основ поведения с учетом разных ситуаций, личность проходит некоторый этап развития, ребенок смотрит в жизнь, уже имея собственное восприятие.
5. Сказки с лечебным психологическим эффектом.
Дети обладают способностью воспринимать сказочные истории на сознательном и подсознательном уровне. Во время прослушивания сказки ребенок вникает в происходящие события, которые напоминают его жизненные обстоятельства и вместе с главным действующим персонажем погружается в его радости и несчастья, трудности и достижения. Ребенок имеет возможность оценить себя с позиции окружающих, со стороны. Возвращаясь в настоящий мир, ребенок имеет опыт переживаний главного героя и чувствует себя более уверенно, столкнувшись с такими же проблемами.
6. Сказки-медитации
Эти сказки направлены на образование положительного настроения, они могут изменить усталость на бодрость, дать расслабляющий эффект перед отходом ко сну. В таких сказках нет конфликта и отрицательных персонажей. Слушать их надо в комфортной атмосфере.
В заключение
Многие родители жалуются на отчуждение ребенка, тяжесть общения с ним. Мир сказки даст незаменимую пользу, сглаживая всякие острые углы в отношениях с родителями и облегчая взаимопонимание. Родители могут восстановить утраченную связь с ребенком при помощи сказки.
Эффект сказкотерапии включает несколько полезных функций:
- воспитание, развитие, обучение детей;
- расширение самопознания;
- улучшение взаимопонимания с природной средой;
- психо-речевое развитие;
- развитие социально-эмоционального поведения;
- развитие мыслительной деятельности, воображения, творчества и непосредственности.