Итак, память – это одна из способностей коры головного мозга человека, а именно, способность воспринимать, хранить, а затем воспроизводить ту или иную информацию. Причем детская память значительно отличается от памяти взрослого человека и носит особый, наглядно-образный характер (другими словами, ребенок лучше всего запоминает то, что произвело на него впечатление, вызвало какие-то яркие эмоции, переживания). Ну а некие отвлеченные понятия, которые невозможно продемонстрировать на конкретных примерах, маленькому ребенку запомнить практически невозможно.
Вот несколько упражнений, которые помогут развить память у вашего малыша.
1. Кто к нам пришел?
Перед ребенком необходимо посадить три различные игрушки. Скажите ему, что эти игрушки пришли к нему в гости, но один из гостей опаздывает и должен прийти с минуты на минуту. Теперь пусть малыш закроет глаза, а вы посадите рядом с первыми тремя игрушками еще одну. Ребенок должен угадать, кто же пришел к нему последним.
2. Кто прячется?
Теперь посадите перед своим малышом уже четыре разные игрушки. Предложите ему поиграть в прятки и попросите закрыть глаза. А теперь спрячьте одну из игрушек, и попросите ребенка отгадать – какую именно. В следующий раз вы можете спрятать от него совсем другую игрушку или даже две сразу. Импровизируйте!
3. Поезд
На листке бумаги следует нарисовать поезд с тремя вагончиками (вагончики можно сделать разноцветными, для лучшего запоминания). Отдельно вырежьте из бумаги мордочки зверушек и разложите их по вагончикам – по одной мордочке на каждое окошко нарисованного вагончика. У вас получится, что в первом вагоне, к примеру, едет собачка, во втором – зайчик, в третьем – лисичка. Расскажите о пассажирах поезда своему ребенку, а затем снимите картинки и отдайте ему их – пусть самостоятельно посадит каждого пассажира в его вагончик.
4. Шкафчик из спичечных коробков
Есть и еще одна интересная игра для развития памяти у детей. Сделайте из пустых спичечных коробков небольшой шкафчик и принесите его своему ребенку. А затем пусть к нему в гости придет кукла с красивым ярким камушком или другой безделушкой в руках. Кукла попросит спрятать свой камушек, и малыш должен будет сам решить, какой ящичек лучше выбрать для этой цели. Затем, продолжая играть за куклу, вы должны немного поболтать со своим ребенком – задать ему несколько вопросов, рассказать интересную историю. А потом кукла начнет собираться к себе домой и попросит малыша отдать ей камушек. Пусть он самостоятельно вспомнит, в какой ящик положил это сокровище.
5. Кто сначала, а кто потом
Перед ребенком необходимо разложить в ряд три игрушки: куклу, зайца и собачку. Теперь по очереди берите каждую из них и «поите» из чашки. Когда закончите, попросите малыша рассказать, в какой последовательности вы это делали.
6. Повтор действия
Для этой игры также необходимо взять несколько сильно отличающихся друг от друга игрушек – например, машинку, куклу и зверушку. И с каждой из игрушек вы должны сделать какое-то действие – кого-то повращать, кого-то подбросить вверх, а кого-то просто переложить с места на место. Теперь дайте игрушки ребенку – пусть повторит.
7. Где кто прячется
Возьмите 2 или 3 коробочки и, на глазах у ребенка, положите в каждую из них по предмету: в одну – куклу, в другую – мячик, в третью – кубик. А теперь попросите рассказать, что и где спрятано. А если ребенок с легкостью справился с заданием, в следующий раз можете несколько его усложнить – просто указать на конкретную коробку и спросить, что именно там находится.
8. Кто в каком домике живет
Смастерите из картона три домика (отличающихся друг от друга по размеру или цвету), а также вырежьте из бумаги или подберите среди игрушек, троих зверушек, расселите их по домикам: кошку – в первый, мышку – во второй, зайку – в третий. Пусть ребенок внимательно посмотрит, кто где поселился. А дальше отправляйте зверушек на прогулку, чтобы потом попросить ребенка самостоятельно вернуть их по домам.
9. У кого что есть
Посадите перед ребенком несколько игрушек и каждой «вручите» какой-то предмет. Пусть ваш малыш видит, что обезьянка держит, к примеру, карандаш, мишка – мячик, а волк – кубик. Теперь попросите его закрыть глаза и по памяти назвать, у какой из игрушек находится тот или иной предмет.
10. «Сказочная» память
Если ваш малыш хорошо знаком с такими известными сказками, как «Рукавичка», «Репка», «Колобок» или др., можно поиграть с ним в такую игру. Вырежьте картонки с изображение каждого героя той или иной сказки и, рассказывая ребенку эту сказку, демонстрируйте ему картинки. А затем, когда вы закончите, пусть он сам выложит картинки той последовательности, в которой в сказке появлялись эти герои.
Не жалейте времени на развивающие игры со своим ребенком, и вскоре вы заметите, как сильно улучшилась его память!