Возрастные кризисы - условное наименование переходных моментов от одного возрастного этапа к другому. Иногда такие периоды называют негативным результатом столкновения развивающейся личности с социальной действительностью. Психическое развитие ребенка осуществляется посредством смены стабильных и критических возрастов; в рамках стабильного возраста вызревают психические новообразования, которые актуализируются в возрасте критическом.
Я предлагаю выделить наиболее значимые возрастные кризисы и рассмотреть проблемные моменты и пути их решения.
Кризис новорожденности
Кризис 1 года
Кризис 3 лет
Кризис 6-7 лет
Кризис 13 лет
Кризис новорожденности отделяет эмбриональный период развития от младенческого возраста. Этот период жизни совсем не такой, как остальные, потому что насыщен важнейшими и уникальными событиями: первый вдох, первый взгляд и первая, неуверенная еще, улыбка. Идет адаптация к жизни во внешнем мире. В этот момент ребенку просто необходимы Ваше одобрение и безусловная любовь.
Кризис 1 года определяет переход от младенчества к раннему детству. Этот возрастной кризис называют также кризисом становления ходьбы, речи и воли. У ребенка в этом возрасте возникают первые акты протеста и противопоставления себя другим. Реакции иногда выявляются с очень большой силой и остротой, особенно при неправильном воспитании. Обычно ребенок, которому в чем-нибудь отказано или которого не поняли, начинает громко кричать, отказывается ходить или ложится и бьет ногами об пол. Это только тенденция, направленная против известных запретов и отказов. Начинается этот период обычно к концу первого года, а заканчивается на втором году жизни. В этот период ребенок учится слушать и договариваться. На этом этапе важна ваша любовь и поддержка, позиция, когда мы, родители, добры, но вместе с тем и тверды в вопросах договора.
Кризис 3 лет - осознание собственного "Я". Лично я считаю кризис 3-х летнего возраста самым главным и сложным во всем периоде взросления. Позднее, этот кризис повторится на новом витке в период подросткового возраста и, конечно же, с новыми целями. До 3 лет Ваш ребенок отождествляет себя с мамой единым целым - еще очень прочны нити, созданные в период беременности и кормления грудью. Он уже отделен физически, но еще не отделен психологически от окружающих его людей. Но на пороге 3х-летия ребенок вдруг понимает, что мама - это один человек, а он сам - совершенно другой. Перестраивается социальная позиция ребенка по отношению к его окружающим, к авторитету матери и отца. Он начинает стремиться к самостоятельности. В этом возрасте чаще всего можно услышать от детей "я сам, пусти и т. д" Необходимо предоставить маленькому человечку ту самостоятельность, к которой он стремится. Естественно, под неусыпным контролем. В качестве отличительного признака этого возрастного кризиса выступает признак непослушания, проявляющийся в том, что ребенок не делает что-то именно потому, что его об этом попросили. Сейчас память подкинула мне веселый пример из моего далекого детства: именно в этом возрасте бабушка, доставшая из печки только что испеченный пирог с черникой, сказала "только не трогай его", и я тут же ткнула пальцем в горячее варенье. Уверена, что никогда не сделала бы этого, не произнеси она данного запрета, либо, если бы мне была объяснена причина этого запрета. Но урок получился замечательный! Как вариант отрицательного поведения можно указать детский деспотизм, когда у ребенка появляется желание проявить власть по отношению к окружающим - все должны делать так, как он хочет или симптом ревности (в семье с несколькими детьми) по отношению к младшим или старшим детям.
Кризис 6-7 лет - соединительное звено дошкольного и школьного возраста. Этот возраст называют также возрастом смены зубов и возрастов вытягивания. В начале седьмого года жизни дети резко меняют домашнее поведение: в ответ на привычные требования и указания родителей начинают спорить, хитрить, проявляют упрямство. Нарушается координация между действием взрослого и ответным действием ребенка. Сначала в реакции ребенка возникает пауза, затем может последовать спор и открытое нарушение установленного правила. Ребенок тоже испытывает дефицит "обратной связи". Для него в этот период внезапно ставится под сомнение все осмысленное до того существование. Задаются вопросы "Зачем? Почему? Как?". И если подросток может действительно задать этот вопрос, то ребенок младшего возраста, нарушая правило, как бы обращается к нам с такими вопросами. Характерен этот возраст и утерей непосредственности, что означает привнесение интеллектуального момента в поступки ребенка - в каждом переживании и проявлении переживания теперь появляется интеллектуальный момент. Ребенок начинает понимать, что значит "я радуюсь", "я сержусь", "я огорчен", у него возникает осмысленная ориентировка в собственных переживаниях. Переживания приобретают смысл.
Кризис 13 лет - переход к подростковому возрасту. Входя в новый возрастной этап, ребенок присваивает новые для себя характерные данному возрасту способности. Культурная форма этих способностей непонятна ребенку, поэтому взрослый адаптирует эти формы, организуя так называемые "образовательные пространства". Такими пространствами являются игра или учение - все то, что позволяет ребенку приобщиться к культурным формам действий или переживаний. Но - самое главное - ребенок должен самостоятельно обнаруживать новое "пространство", захотеть войти в него, попробовать себя в роли взрослого.
Таким образом, можно прийти к выводу, что кризис, переход, необходимо культурно организовывать. Естественнее, конечно, было бы предположить, что негативное поведение следует остановить, поскольку оно неуместно и разрушает взаимодействие ребенка и взрослого. Но важно заметить, что при данном поведении ребенка педагогическая ситуация еще не распалась и продолжает существовать: ребенок своим негативизмом приглашает взрослого обеспечить безопасность своей попытки вести себя иначе, чем ожидают взрослые.
На этапах возрастных кризисов происходит коренная смена всей "социальной ситуации развития" ребенка - возникновения нового типа отношений со взрослыми. Именно в этот период у ребенка возникает интерес к собственному "Я", к изменению "Я", именно в это время не согласуются "Я" реальное и "Я" потенциальное. Понятие "кризис" в данном контексте не несет негативной окраски, но нередко кризисы сопровождаются проявлением отрицательных черт поведения. Это и упрямство, и конфликтность в общении. В школьные годы в рамках возрастного кризиса у детей наблюдается падение успеваемости, ослабление интереса к учебе, снижение работоспособности. Нужно помнить, что на остроту протекания возрастных кризисов оказывают влияние индивидуальные особенности ребенка.
Возрастные кризисы закономерны и необходимы для развития. Поэтому очень важно, чтобы Вы с пониманием и терпением относились к ребенку в это время. Необходимо согласовывать стиль поведения со всеми членами семьи, постараться объяснять и проговаривать - мотивировать все свои указания и запреты. Хорошо бы давать выполнять ребенку самостоятельно задания, чтобы он почувствовал свою автономность, а также поощрять его инициативу. Нужно помнить, что запрет и повышение голоса - самые неэффективные средства воспитания и попытаться обходиться без них. При этом следует укреплять уверенность ребенка в своих силах. Не забывайте, что ребенок в своем поведении и поступках подражает взрослым, подавайте ему хороший личный пример.
Кризисы возраста сопровождают человека на протяжении всей жизни. У кого-то они проходят гладко, кому-то впору чуть ли не вешаться. Я предлагаю вооружиться знаниями заранее и спокойно ожидать того, что неизбежно, чтобы встретить сложности во всеоружии. Помните, что именно Ваше понимание происходящих с ребенком перемен может значительно смягчить протекание кризиса. Вы обязательно поможете друг другу, если будете друг к другу внимательнее.
Евгения Перегудова Психолог, педагог.
http://ametist-e.ru/