Суть проблемы
Дело в том, что задержка психического развития (ЗПР) – это в первую очередь нарушение его темпа. Иными словами, термин «задержка» подчеркивает временный характер нарушения. Коварство данного отклонения в том, что оно может не бросаться в глаза до момента непосредственного столкновения ребенка с учебной деятельностью; но в то же время успех преодоления и коррекционной работы напрямую зависит от своевременной диагностики ЗПР. Чем раньше она будет обнаружена, тем больше шансов на положительный результат от коррекционно-педагогических мероприятий.
ЗПР относится к разряду так называемых пограничных отклонений психики, то есть занимает промежуточное место между нормальным развитием и умственной отсталостью.
Причины ЗПР
Причины ЗПР могут быть различны – это и неблагоприятное течение беременности (сильные токсикозы; болезни матери, особенно инфекционные, во время беременности и хронические недуги; злоупотребление алкоголем и наркотиками; резус-конфликт); и тяжелые, неблагополучные роды (сильная гипоксия, асфиксия у младенца; кесарево сечение; наложение щипцов во время родов); и частые болезни малыша в первые годы жизни, когда на фоне сильной соматической ослабленности происходит замедление темпов психического развития. Также исследователи проблемы ЗПР выделяют в качестве ее причины неблагополучные социальные условия. В общем-то, несмотря на широкий спектр факторов, ведущих к возникновению ЗПР, среди них нет никаких специфических причин – всем понятно, что каждый из перечисленных пунктов может неблагоприятно отразиться на дальнейшем развитии ребенка. И, конечно, не стоит думать, что если во время беременности вы страдали сильным токсикозом, это неизбежно приведет к задержке в развитии.
Наиболее вероятно, что ЗПР обусловлена комплексом причин, где ведущая роль отводится перинатальной патологии, наследственным факторам и влиянию социального окружения. Перинатальная патология сама по себе может стать определяющим фактором возникновения ЗПР лишь в случае сильного и длительного неблагоприятного воздействия, однако в большинстве случаев она не является основной и единственной причиной отклонения. О генетической предрасположенности к ЗПР свидетельствуют данные, полученные в ходе многочисленных исследований. Их результаты указывают на наличие легкой интеллектуальной недостаточности у большого процента матерей, детям которых поставлен диагноз ЗПР. Так же исследователи данной проблемы указывают на то, что отклонение особенно часто встречается в определенных слоях населения, где невысокий уровень интеллектуального и культурного развития родителей сочетается с низким социальным статусом и материальным неблагополучием.
Типы ЗПР
Задержка психического развития бывает 4-х типов:
1) ЗПР конституционального характера. У детей с этим типом ЗПР в первую очередь страдает эмоционально-волевая сфера. Эта область психики как бы находится на более ранней ступени развития, что проявляется в повышенном настроении, непосредственности эмоций, высокой значимости игровой деятельности. Такое состояние ребенка получило название психического инфантилизма, который, в свою очередь, нередко сопровождается инфантильным типом телосложения.
2) ЗПР соматогенного характера. Это случай длительной физической слабости и болезненности ребенка.
3) ЗПР психогенного характера. В ее основе лежат неблагоприятные условия воспитания. Наиболее часто данный тип ЗПР обусловлен явлением гипоопеки, когда воспитанием ребенка практически никто не занимается. Огромный процент детей из неблагополучных семей, где родители имеют низкий интеллектуальный уровень, либо страдают алкогольной и наркотической зависимостью, воспитанников детских домов, беспризорников, оказывается с задержкой психического развития. Это происходит не только в силу неблагоприятной наследственности, зачастую имеющей место в подобных случаях, но и оттого, что дети педагогически запущены, плохо адаптируются в новых условиях, у них недостаточно знаний об окружающем мире.
4) ЗПР церебрально-органического характера. Здесь имеется какое-либо органическое нарушение нервной системы – минимальная мозговая дисфункция (ММД), причиной которой опять же может стать патология беременности и родов. Этот тип ЗПР – наиболее распространенный.
Формы проявления
Как уже отмечалось, ЗПР свойственна большая вариативность по степени и области проявления отклонений. У одного ребенка на первый план выходит недоразвитие речи, а кто-то больше всего страдает от нарушения внимания. Каждый конкретный случай требует индивидуального подхода. Но, безусловно, полезно знать, какого рода нарушения во всех областях психического развития встречаются при ЗПР.
Особенности эмоциональной сферы сводятся, прежде всего, к затрудненной психологической адаптации, взаимодействию с социумом. Могут наблюдаться различные варианты нарушений в таких областях как общая активность, интенсивность эмоций, адаптация к изменяющимся условиям, способы реагирования на новую ситуацию. Дети с ЗПР, как правило, лучше контактируют с детьми более младшего возраста. У многих из-за постоянно возникающих проблем с социумом формируется низкая самооценка и агрессивно-защитный тип поведения.
Очень часто ЗПР сопровождается различными нарушениями речи. Обычно процесс бурного речевого развития заканчивается к старшему дошкольному возрасту, тогда как у детей с ЗПР он может продолжаться до момента окончания младших классов. В свою очередь, различные нарушения речи влекут затруднение процесса овладения чтением и письмом, что имеет место примерно у 70% младших школьников с ЗПР.
При ЗПР отстают в развитии все формы мышления. Больше всего страдает наивысший уровень мыслительного процесса – словесно-логический. У большинства дошкольников с ЗПР отсутствует мотивация обучения, готовность к интеллектуальному усилию над собой. Зачастую наблюдается несформированность таких необходимых для успешного обучения в школе операций, как обобщение, сравнение, анализ.
Специфика развития памяти у детей с ЗПР такова, что они значительно лучше запоминают наглядный (неречевой) материал, нежели вербальный.
Грубых патологических нарушений на уровне органов чувств у малышей с ЗПР не обнаружено. Однако для них характерны общая недостаточность, фрагментарность знаний об окружающем мире. Отмечается также замедление процесса переработки информации, поступающей через органы чувств; затруднения в право- и левоориентации, ориентации в пространстве.
В области внимания отмечаются такие особенности, как повышенная отвлекаемость, неустойчивость или, напротив, трудность переключения с одного предмета на другой, сниженная концентрация и избирательность внимания.
Особо следует отметить так называемый синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ), который представляет собой ни что иное, как нарушение внимания в комплексе с повышенной двигательной и речевой активностью. Некоторые ученые склонны рассматривать СДВГ как один из подтипов ЗПР. Однако мне представляется, что говорить о какой-либо задержке в развитии здесь неуместно. Да, развитие этих детей имеет ряд особенностей, которые отчасти пересекаются с проблемами малышей с ЗПР. Дети с СДПГ неусидчивы, расторможены, чрезмерно эмоциональны и импульсивны, им очень сложно сосредоточить свое внимание на предмете и, тем более, удерживать его какое-то время. Но если такой ребенок и отстает в развитии от своих сверстников, то, скорее всего, это связано с тем, что он снова весь урок вертелся и не запомнил ни слова из того, что говорил преподаватель. С задержкой психического развития дело обстоит несколько сложнее, хотя, повторюсь, при правильно организованной коррекционной работе отклонение в развитии преодолеть можно.
Как правило, диагноз ЗПР ставится в старшем дошкольном возрасте – в 5-6 лет. В этот период становится очевидно, что ребенок отстает в развитии от сверстников по тому, как он справляется с различного рода заданиями, направленными на развитие мелкой моторики, подготовку к школе. Но, конечно, будет лучше, если вы не станете ждать, когда «грянет гром», а постараетесь объективно отслеживать все этапы развития своего малыша. Для этого нужно не так уж много: относитесь внимательнее к новым умениям любимого чада, сравнивайте со сверстниками, оценивайте его поведение в соответствии с возрастными нормами развития; прислушивайтесь к рекомендациям специалистов; будьте настойчивы в поиске ответов на волнующие вас вопросы; ну и немного скептицизма тоже не помешает: если компетентность врача или психолога вызывает у вас сомнения, не поленитесь обратиться к другому специалисту.
Если же воспитательница в детском саду заявила, что ваш сын безобразно выполнил аппликацию или не сумел вылепить из пластилина ромашку, и, стало быть, отстает в развитии – в панику впадать не стоит. Для начала на деле убедитесь в ее словах – возможно, ваш мальчишка равнодушен к цветам, и, как истинный джентльмен, предпочитает им автомобили и прочие сложные механизмы.
Анна Шишковская,
http://aistenok.ru