Как видит ребенок
При помощи глаз ребенок воспринимает до 95% необходимой ему информации обо всем, что происходит вокруг него, об окружающей природе, о большом мире. Но в детском возрасте орган зрения наиболее раним и хрупок, так как глаза подвержены различным негативным влияниям. На зрение негативно влияют инфекции и травмы глаз, чрезмерные нагрузки от телевизора и компьютера, при серьезных нарушениях зрения может страдать и развитие в целом.
Глаз ребенка можно достаточно условно поделить на две большие части: воспринимающую часть – это глазное яблоко с его зрительным аппаратом и анализирующую часть – это проводящие волокна и зрительная зона в коре головного мозга. Вопреки расхожему мнению видим мы не глазами, а мозгом. Именно в мозге обрабатывается информация от сотен тысяч палочек и колбочек, складываясь в единую стройную картину мира.
Глазное яблоко все время находится в движении, и за это отвечает также зрительный центр мозга, он посылает импульсы в мозг для того, чтобы направить глаз на те объекты, что ему интересны в данный момент более всего. Глаз может видеть на свету и в темноте, только сумеречное зрение развито несколько хуже. Любое изменение в любой части зрительного анализатора моментально отражается на качестве зрения.
Как развивается зрительная система
При формировании зрительной системы выделяется несколько очень важных моментов. Прежде всего это период внутриутробного развития – самые тяжелые пороки развития формируются именно в это время. Поэтому женщине важно во время беременности поберечь себя и малыша.
Главным этапом в самостоятельной жизни ребенка является возраст до года – в это время у ребенка активно развивается зрительная кора, получая море информации об окружающем. Прежде всего формируются содружественные движения глаз и плавность движений – в первый месяц взгляд малыша может быть плавающим, а глазки двигаться не совсем синхронно. Малыш запоминает зрительные образы, начиная по мере формирования у него памяти узнавать близких.
Если в это время будет возникать ограничение поступления к сетчатке зрительных волн (из-за нарушения прозрачности хрусталика, например), если будет нарушена фокусировка на предметах из-за близорукости или нарушается восприятие цельного образа вследствие поражения области зрительных нервов, зрение может не сформироваться правильно или не будет развиваться совсем. Это приведет к тотальной слепоте.
Поэтапное развитие
К месяцу малыши начинают фиксировать взгляд на крупных и ярких предметах, лице мамы, а в два-три месяца могут медленно проследить за перемещением объекта на небольших расстояниях. Для развития зрения детям полезно подвешивать мобили с яркими и крупными игрушками, за которыми малыш будет наблюдать и изучать их глазами, а затем и руками.
Важно носить ребенка по комнате, показывая различные предметы и вещи. Постепенно малыш все ярче реагирует на зрительные образы – он рассматривает детали крупных вещей, следит за мимикой родителей, с интересом смотрит на свое изображение в зеркале и следит за предметами, которые движутся. По мере развития движений малыш все лучше координирует свою работу руками контролем глаз, разглядывает мелкие вещи, вертя головой.
Ближе к годику зрение малыша и его живой интерес ко всему окружающему толкают его на активное изучение мира, малыш сначала смотрит и замечает предмет и потом решает за ним двигаться, чтобы взять его и подробнее рассмотреть. Именно за счет желания увидеть что-либо поближе малыш зачастую начинает ползти, вставать и ходить. Известно, что у детей с нарушениями зрения двигательная сфера сильно запаздывает – они позже начинают ползать и ходить.
За счет зрения и попыток скопировать мимику, которую ребенок видит у окружающих, он начинает говорить – сначала он копирует движения рта и лица, затем пробует копировать и звуки. Постепенно речь выходит с подражательного этапа на активный.
Со второго-третьего года зрение помогает ребенку познавать мир и расширять словарный запас, сопоставляя в голове зрительный образ и словесный его эквивалент. Так малыши запоминают буквы и цифры, затем начиная читать и считать.
Как узнать о неполадках?
Если в два-три года ребенок сильно наклоняется, чтоб рассмотреть картинку, или щурит глазки, путает знакомые ему предметы на картинках, – обратитесь к офтальмологу: возможно, есть проблемы в зрении. К трем годам он без ошибок должен узнавать предметы размерами около 10 см на расстоянии около пяти метров или, например, видеть самолет в небе или птичку на дереве. Кроме того, он должен хорошо различать цвета предметов.
Дети и телевизор
Офтальмологи в один голос утверждают, что до двух лет не стоит смотреть телевизор вообще, равно как и сидеть за монитором компьютера. Дети не понимают смысла происходящего на экране действия, воспринимая экран как яркую и громкую игрушку. А мышцы глаз телевизор в этом возрасте напрягает очень активно, дети не готовы к столь активным нагрузкам на глазки.
К четырем годам дети могут длительно сосредотачиваться и делать активную работу по рассмотрению мелких деталей – лепить, рисовать. Но такие уроки не должны быть более получаса, а просмотр телевизора стоит ограничить получасом дважды в день, с перерывом не менее четырех-пяти часов.
При просмотре телевизора ребенок должен быть на расстоянии не менее трех метров от экрана, и по возможности откажитесь от электронных игрушек с мелкими экранами – они вредят здоровью, сильно и длительно напрягая глазные мышцы. Полчаса такой игры вызывают спазм аккомодации на много часов.
Первые его симптомы – резь в глазах, краснота и слезотечение, головные боли. При постоянных нагрузках возникает нарушение зрения в виде близорукости. В шесть-семь лет зрение ребенка должно быть как у взрослого – равняться единице. То есть его глаза хорошо должны видеть и вдали, и вблизи. С этого возраста зрительный анализатор считается готовым к школе, но и там зрение необходимо беречь, не перенапрягая глаза и не сидя часами за монитором.
При проблемах со зрением необходимо обращаться к офтальмологу, в детстве не носят контактных линз, а подбирают удобные корректирующие очки. Многие дети стесняются их и комплексуют, что приводит к нарушению общения. Именно поэтому важно с детства заботиться о здоровье глаз и остроте зрения.