Как избежать психологических травм, связанных с учебой? Как сделать так, чтобы новоявленному школьнику нравилось учиться? Как вести себя учителям и родителям? На все эти вопросы отвечает Наталья Цыденовна Бадмаева, директор центра психологической службы ГУО, кандидат психологических наук.
- Скоро 1 сентября. Большинство детей очень не хочет, чтобы этот день наступал. Потому, что в школу им идти совсем не хочется. Почему так происходит? Думаю, что виноваты в этом и школа, и сами родители.
Родителям
Родители многих детей-дошкольников начинают переживать порой за год за то, в какую школу им устроить малыша, как он будет учиться... Эта тема неоднократно обсуждается в семье, и ребенок все это слышит. Родителям стоит помнить, что в возрасте 7 лет ребенок особенно восприимчив ко всему. Он начинает много думать о школе, о том, сможет ли он там учиться, в общем, «примерять» себя к этой неведомой среде. А поскольку он ничего о школе не знает, то ему, конечно, бывает страшно. Порой настолько страшно, что у него могут появиться различные неврозы.
Мой совет - приведите ребенка в школу заранее, чтобы он мог увидеть то место, где будет учиться, тот класс... Побольше рассказывайте о том, как в школе интересно и весело. То есть сделайте все возможное, чтобы морально ребенок был к учебе подготовлен.
Бывает так, что дети не справляются со школьными заданиями.
Родителям важно создать такой настрой, когда ребенок должен стремиться к получению знаний, а не оценок.
Ни в коем случае нельзя допускать, чтобы преобладала оценочная мотивация учебы. Нельзя внушать то, что он должен приносить только «пятерки» и «четверки». То же самое можно сказать и учителям. Если ребенок боится учиться плохо, он думает уже не о получении знаний, а о той норме, которую он должен выполнить. А страх и постоянные переживания забирают у него энергетику, которую нужно потратить на познания, на получение информации. Он начинает быстро утомляться, теряет интерес. Со стороны кажется, что это мелочь. Но именно это может привести к различным нервным и другим физическим заболеваниям.
Если же вы начнете требовать от ребенка, чтобы он хорошо учился несмотря ни на что, то из него вырастет скорее исполнитель, нежели творчески мыслящий человек.
Учителям
Учителя и сами должны знать о том, что каждый ребенок индивидуален, что к каждому нужно найти свой подход. Если ребенок не успевает, то надо внимательно приглядеться, почему это происходит. Возможно, что это причина психологического характера. В крайних случаях, конечно, нужно обратиться к психологу.
А самое главное, учителя должны сделать так, чтобы у детей не было страха перед ними. А ведь часто получается, что именно страхом надо воспользоваться для того, чтобы детьми было легче управлять. С одной стороны, это хорошо, потому что в классе порядок, но в общем плане этот страх влияет крайне отрицательно. Итогом становится то, что дети воспринимают материал гораздо хуже, чем могли бы...
Источник: Infpol.ru