ДОВЕРИЕ – УЧИТЕЛЯМ, ПРИЗНАНИЕ – ДЕТЯМ
Однажды, вместе с первоклашками в школе появилось и несколько неравнодушных родителей. Быстро объединившись в родительский комитет, вскоре, они пришли ко мне с вопросом:
-Почему наши дети с огромным энтузиазмом развешивают на стенах квартир плакаты и постеры с изображениями артистов и певцов, наделяют их самыми высокими званиями мегазвезд, фанатеют от них, а к учителям относятся или с опаской или с пренебрежением.
Ответ напрашивался сам собой:
-Артистам создают привлекательный образ, а постеры с их изображениями – неизменно, яркие и красочные, лица их всегда радостно улыбаются. Это манит детей и притягивает.
-Что мешает нам создать такой же привлекательный образ учителя?
Я на минуту задумался, и был вынужден ответить:
-Ничего не мешает.
-Так давайте делать. Пусть наши дети фанатеют от учителей, и внимают каждому их слову, широко открыв свои удивленные глаза.
И ведь сделали, Они переговорили с каждым учителем в отдельности, пригласили фотографа…
В результате, в актовом зале школы появилась галерея учительских портретов. Они расстались со своими «назидательными масками»: улыбались, смеялись и излучали доброжелательность. Каждый портрет сопровождался небольшим текстом, сообщавшим об их умениях и увлечениях. Кто-то писал стихи, кто-то делал вкусные котлеты, а кто-то умел от души дурачиться!..
Результат не заставил себя долго ждать. В скором времени у каждого учителя среди учащихся появились последователи и восторженные почитатели. Любители котлет – устраивали дегустации, стихи несли тем, кто мог их оценить по достоинству, театр организовали те, кто умел и хотел хорошо веселиться. Возникли кружки, дискуссионные клубы, клуб интернет – путешественников, художественные и модельные студии… Поводов для признания и одобрения детей сразу оказалось более чем достаточно.
В школе закипела Нормальная Человеческая Жизнь.
Кстати, многие увлечения возникали прямо во время учебного процесса – сказывалось всеобщее, пристальное внимание к этой важной области школьной жизни. Если вы заглянете к учителю литературы, то она вам непременно расскажет следующую историю:
- Все началось с чтения рассказа Брэдбери о девочке, которая никогда не видела Солнца. Рассказ произвел на детей такое сильное впечатление, что всем захотелось, чтобы «солнца» вокруг них стало, как можно больше. Именно тогда и появилась эта замечательная идея: делать фотографии ярких «солнечных» пейзажей и вешать их на стены класса. Теперь уже ими вся школа украшена.
А знаете, как в пасмурную погоду или когда просто плохое настроение, наши глаза тянутся к этим ярким снимкам? Не передать!
Что же думают обо всем этом сами учащиеся? Послушаем?
- У нас оказалось много общего с учителями. Это создает атмосферу доверия и безопасности, почти как дома.
- Я бы очень не скоро познакомилась с учительницей географии. Она работает в старших классах. А ей так нравятся мои стихи. Свои она тоже дает мне почитать. Приятно, когда знаешь, что ты не одна, Такая!
- Я уже в выпускном классе, а ближе всех мне оказалась учительница из начальной школы, с ней мы разыгрываем анекдоты на сцене про школьную жизнь. Когда я слышу, как хохочет зрительный зал, я сам чуть не падаю от смеха. Такие десятиминутные представления дают мне огромный заряд энергии, после них я готов «горы свернуть».
Нечто подобное может сказать почти каждый ученик. Основная мысль их высказываний – ОНИ СМОГЛИ НАЙТИ ДРУГ ДРУГА, найти самое главное - Круг Своего Общения. Но возникает законный вопрос: не обременительно ли все это для учителей, которые и так перегружены – дальше некуда. Надо дать слово и им:
- Нет, не обременительно. Ведь делаем именно то, что и самим нравится. Никто не заставляет, никаких планов, отчетов и какого бы то ни было принуждения. Знаете, как говорят: для лакомого кусочка – всегда найдется уголок, или минутка. По существу, мы вместе рисуем «каракули», да еще, при этом, и нахваливаем друг друга.
- А я люблю смеяться над анекдотами, так ко мне со всей школы приходят рассказать что-нибудь новенькое. Наверно, им нравится, как я смеюсь, да мне и самой нравится это делать. Веселимся, что ж тут обременительного?
- Никакой Тяжелой Ноши нет, мы лишь «раскрашиваем нашу жизнь цветными карандашами». Надо признать, раньше она была ну уж очень черно – белая.
Мне не раз приходилось наблюдать, как учителя, рассматривая свои портреты, впервые вывешенные в таком количестве и в таком качестве, говорили:
-Так вот мы какие!
Похоже, они сами были удивлены не меньше своих подопечных. В психологии есть известное всем явление: люди стараются соответствовать в большей степени тем обязательствам, о которых ими заявлено наибольшему числу людей. Выражения учительских лиц на портретах – оказались тем самым обязательством. Они и на самом деле становились добрее, жизнерадостнее и веселее, даже не замечая этих изменений за собой. А дети заметили и откликнулись таким же отношением.
Есть такой тест: детям предлагаются карточки с обозначенными на них различными видами деятельности. Например: сходить в кино, порыбачить, помочь родителям, сходить в гости, прочесть книгу и т.д. Таких карточек – всего 20. Среди них есть та, ради которой все и затевается, на ней написано – УЧИТЬСЯ В ШКОЛЕ. Тестируемым предлагается пронумеровать их все, расположив в порядке убывания привлекательности того или иного занятия.
По тому, какой номер присваивается ребенком «школе», легко вычисляется степень выраженности у него школьной фобии. Чем она выше, тем сильнее стресс получает ученик при каждом ее посещении. Конечно, я провел такое тестирование среди учащихся. За полгода привлекательность школы для детей передвинулась с 16-18 места на 3-5!
Общее мнение учителей: работать на уроке стало намного легче. И вот почему. Стоит кому-то из учеников завозиться или зашуметь не вовремя – его тут же останавливают свои же одноклассники: «Ты что, она такие котлеты умеет делать!» Оказывается, этого вполне достаточно. Авторитет!
Родительский комитет (коллектив неравнодушных родителей) был в восторге от достигнутых результатов. Мысль о том, что можно сделать что-то еще, не давала им покоя. К началу следующего учебного года у них уже были новые предложения.
Чем дольше я работаю в школе, тем больше убеждаюсь: основная проблема нашего образования кроется в одной единственной причине – родители, отдающие своих детей в школу, не знают, собственно, чего от нее можно хотеть. Хотелось бы верить, что опыт обычной краснодарской школы поможет многим родителям восполнить этот пробел, увлечет и подвигнет их к активным действиям.
ШКОЛА - ПРОДОЛЖЕНИЕ СКАЗКИ
Как грамотно и эффективно можно стимулировать маленьких школьников к развитию своих способностей? С таким вопросом несколько родителей, однажды, и пришли ко мне.
Известный психотерапевт Эриксон в одной из своих книг как-то высказал следующую мысль: "Когда вы имеете дело с проблемой или трудностью, старайтесь сделать эту затею интересной. Тогда вы сможете сосредоточиться на интересной стороне дела и не обращать внимания на тяжелую работу, которую предстоит проделать". Мы последовали его совету.
Теперь уже несколько лет при входе в школу на стене висит плакат, который у непосвященных неизменно вызывает удивление. На нем написано:
В школу пришел - белый гриб нашел!
Все задают вопрос: чтобы это значило? А дело вот в чем. В младших классах учителя рассказывают детям сказочную историю про двух маленьких братьев ежиков. Один не хотел ничему учиться, а второй – сам приставал ко всем с вопросом: как им удается найти самые вкусные грибы? И вот наступил день рождения братьев, скоро соберутся их друзья. Молодые ежи радостно отправились в лес за угощением для своих гостей. Первый, понятно, насобирал одних поганок, которые сами попадались ему на глаза, второй – самых вкусных молоденьких белых грибов. Дальнейшее развитие событий всем понятно, но разными учителями преподносится неодинаково.
Это и не столь важно. Главное, что после своего рассказа учитель просит детей придумать и рассказать похожую историю, например, про ласточек, которым пришло время учиться летать, или про медвежат, живущих на севере, где, чтобы пережить зиму, надо уметь строить теплую берлогу. Разнообразие тем в этой области – безгранично. Но весь фокус в том, что именно тогда, когда ребенок что-то придумывает сам, он в это время непременно создает в своей голове основные свои мотивации и приоритеты: к чему стоит прилагать больше усилий, к чему – меньше, и почему. Этот, самый ценный «багаж», останется с ним уже на всю жизнь.
Конечно, проще всего потребовать: «ты должен…» и делать вид, что воспитательная работа проведена. Все эти бесконечные «должен» и «надо» на какое-то время, безусловно, могут сдавить человека, а ребенка – тем более, «в рамки», как пружину. Но однажды она или сломается, или так распрямится, что ничего не останется, как ссылаться на переходный возраст, неуправляемость и конфликтный характер… И кому от этого будет хорошо?
Поэтому нами и был выбран другой путь.
В развитии детских мотиваций важная роль принадлежит и их семьям. Родительский комитет взял на себя работу с ними. Папам и мамам они также рекомендовали, как можно меньше принуждать своих чад. Пусть малыши ходят в школу не за оценками, пусть ходят за «грибочками». Теперь, когда взрослые провожают их в школу, то говорят: пойди, пойди насобирай грибов повкуснее!
И ведь собирают. Да еще с таким энтузиазмом. Причем, этот родительский прием одинаково хорош, как для учащихся начальной школы, так и для старшеклассников. Все они дети, и «школа – сказка» нравится им, понятна и манит, а не пугает.
Опыт начальной школы очень быстро распространился на все возрастные группы, причем, без всякого принуждения или уговоров с чьей-либо стороны.
Из школы выходит восьмиклассник, еле тащит свой ранец. Спрашиваю:
- Неужели такой тяжелый?
- Так ведь полный «белых грибов», - радостно отвечает он, улыбаясь, легко забрасывает свой ранец на плечи.
Он чувствует себя настоящим добытчиком, несущим домой свой Урожай! И это здорово!
По всей вероятности, необычный плакат у входа в школу, часто попадаясь на глаза, легко восстанавливает в сознании детей все те понятные им мотивации, которые были привиты им с помощью сказочных историй.
Еще одной проблемой маленьких школьников, впервые очутившихся на занятиях, является неорганизованность процесса их мышления. Они думают, «как ни странно», о том, о чем само думается. Кстати, у многих людей эта неорганизованность, увы, сохраняется на всю жизнь, становясь привычной и создавая для них в жизни огромную массу самых разнообразных проблем.
А ведь человек всегда имеет выбор – о чем думать. И желательно, как можно раньше научить ребенка совершать этот выбор сознательно и самостоятельно.
В этом вопросе, вообще, почти вся работа легла на плечи родительского комитета. Они встречались с родителями, вели разъяснительную работу, постоянно напоминали и раздавали на руки распечатанные рекомендации. Кратко они заключались в следующем.
Вы родитель, и вы с ребенком, например, на кухне готовите фарш для котлет, спрашиваете его:
- Как ты думаешь, о чем мне сейчас лучше всего подумать?
Делаете паузу, как бы ожидая его ответа, но в первое время отвечаете сами:
- Сейчас мне лучше всего подумать: а все ли, что нужно, я положила в фарш? Да, все. Еще очень хорошо подумать: а можно ли сделать котлеты еще вкуснее? Можно, добавим немного зелени укропа. А вот о том, что эти котлеты могут кому-то не понравиться, я думать не буду.
Именно таким или подобным образом желательно показать ребенку, как вы совершаете сознательный выбор того, о чем собираетесь думать, как образуются эти предпочтения. Исследования здоровых и успешных людей очень наглядно показали – они напрочь отметают все мысли, которые могут вызвать негативные эмоции. И научились они этому еще с детства!
Все, что бы вы ни делали, можно сопровождать вопросом: о чем мне сейчас лучше всего подумать? Важно, перед тем, как самому же на него ответить, делать паузу. В какой-то момент ребенок начнет отвечать вместо вас. Поддержите его вначале робкие попытки, скажите: правильно, правильно, именно об этом и следует подумать, улыбнитесь ему в этот момент и непременно погладьте. Это усилит его стремление подражать вам.
Расскажите ему историю, например, про маленького зайчика, у которого заболела мама, и ему надо было принести морковку с дальнего поля, а путь к нему лежал по висячему раскачивающемуся мосту. Зайчик очень боялся этого моста. Но когда он бежал туда, он думал только об одном: маме нужна морковка, а когда возвращался, то думал лишь, как обрадуется мама, когда он принесет ей морковку, как быстро она теперь сможет выздороветь. Поэтому он даже и не заметил, как мост раскачивался под ним.
Таких историй вы сами можете придумать бесконечное количество, но лучше, если придумывать их вы будете вместе: про медвежат, про лисят, про ежат… за медом, за рыбой, за грибами… для брата, для друга, для гостей на праздник… через овраг по тонкому бревну, за тридевять земель на воздушном шаре, мимо своры собак, охотников… Не забывайте обращать внимание ребенка на то, как важно думать именно о том, что сейчас будет наиболее полезным.
Через какое-то время вы можете развесить по комнатам небольшие объявления-напоминания с вопросом: О ЧЕМ СЕЙЧАС ЛУЧШЕ ВСЕГО ПОДУМАТЬ? Пусть они, как можно чаще попадаются ему на глаза.
Начните и ему задавать этот вопрос. Например, когда он собирается идти гулять с товарищами. После того, как он выскажет свои предположения, добавьте, что можно подумать и о том, чтобы вовремя вернуться, и о том, чтобы не сломать случайно молодые деревца во дворе…
Не забывайте радоваться появлению у ребенка полезных самостоятельных мыслей. Ведь он осваивает довольно сложный мыслительный процесс – выбор, и ему очень важно ваше признание и одобрение.
Попросите его напоминать вам, чтобы вы сами не забывали задавать себе этот вопрос. Уча или напоминая другим, он сам обучится этому непростому делу быстрее всего.
Ребенок, который не научится управлять своими мыслями и своим вниманием, будет постоянно отвлекаться на уроках по пустякам. На его успеваемости это скажется самым негативным образом.
Понятные мотивации и организованный процесс мышления детей очень быстро сделали свое дело – учится им стало легко и интересно. Так они и пойдут по жизни, даже не подозревая о том, какую огромную работу им во благо провели несколько неравнодушных родителей.
И еще. Их же усилиями в учебных кабинетах начальной школы были установлены стенды озаглавленные:
ВОТ ТАКИЕ МЫ НАСТОЯЩИЕ!
Под таким заголовком были размещены «улыбающиеся и смеющиеся» портреты всех одноклассников. Эти портреты стали для них важным символом собственной доброжелательности, тем ориентиром, которому они с удовольствием старались соответствовать.
НЕКТАР ЗНАНИЙ
Удивительно порой слышать, что дети где-то не хотят учиться.
А можем ли мы себе представить, чтобы, например, пчелы отказывались собирать мед? Наверно, не сможем, видимо что-то их к этому стимулирует.
А как мы стимулируем своих детей? Специально для старшеклассников нами был разработан очень интересный метод. Реализовать его удалось благодаря усилиям родительского комитета школы.
В классах, рядом с учебной доской, разместили стенды, на которых крупным шрифтом был написан вопрос:
ПОЧЕМУ ЛУЧШЕ ОТОРВАТЬ КУСОК ЗНАНИЙ ПОБОЛЬШЕ?
Все классы ежемесячно участвуют в художественном оформлении этого вопроса. Сами придумывают сюжет, сами рисуют или сочиняют. А потом ходят к соседям – любопытствуют, а что у них. Награждаются все, кто обновил свой стенд. Причем очень просто, но эффективно: директор лично на перемене заходит в класс, спрашивает у присутствующих, как им нравится новый вариант, а творцам пожимает руки, похлопывает по плечу и говорит: ЗДОРОВО ПРИДУМАНО! Для детей это очень весомая награда.
Конечно, цель этих мероприятий – привлечь и постоянно удерживать внимание учащихся на обозначенном вопросе. Наше сознание работает по довольно простой схеме: есть вопрос – будет ответ. Вот в этих самостоятельных ответах – вся соль. Им, как вы понимаете, просто цены нет!
Надо признаться, что над самим этим вопросом мы размышляли довольно долго, перебрали множество вариантов. Чтобы привлечь внимание, формулировка его должна была быть необычной, даже, скажем, шокирующей. Ведь, учиться, конечно, тяжело, это настоящий труд. А вот «оторвать кусок знаний» - совсем не кажется таким уж сложным занятием. Кроме того, в слове «оторвать» - заключено активное действие, а не пассивное ожидание, что кто-то придет и чем-то тебя одарит. И слово «кусок» - очень легко визуализируется в сознании, ведь в качестве метафоры оно может быть довольно просто перенесено на любые объекты.
Дети рисуют и ворону из известной басни, у которой не какой-то там маленький кусочек сыра в клюве, а целая сырная головка за спиной, и рыбака, у которого огромный крючок на удочке, и бутерброд необычайных размеров, который тащит из школы ученик на тележке. Каких только не было рисунков. Например, дети идут на праздник с воздушными шариками, и только тот, кто с портфелем, тянет на веревочке Луну.
Вот так, через совсем простые и даже фантастические образы они убеждают себя в пользе знаний. И что важно: без стрессов и унижения, без чувства беспомощности и, конечно, без какого бы то ни было насилия со стороны окружающих!
Когда они оформляют вопрос, то непременно обсуждают тему рисунка между собой. Во время этого обсуждения происходят интересные события. С одной стороны, фантазия детей напрягается, и у них рождаются мотивации довольно экзотического типа. Например, большое количество знаний - позволит развить экстрасенсорные способности. А с другой стороны, они обмениваются ими между собой, происходят настоящие «переопыления». Причем, чем невероятнее мотивы, тем больше они поражают воображение детей и легче прививаются: «полететь на другую планету и основать там новую цивилизацию - без большого куска знаний это сделать никак не удастся».
Фантастика? Да. Но вспомним, с каким удовольствием мы все ее читаем. Во время обсуждений она «витает в воздухе», словно пыльца деревьев во время цветения. «Переопыления» мотивациями настолько множественны, что сразу понимаешь: внедрить их извне, а главное – самому все это придумать, не удалось бы ни за что.
Встречаются, однако, и совсем недетские мотивы, например:
-найти лекарство, чтобы вылечить маму,
-построить школу, как сказочный городок,
-создать НИИ человеческих увлечений…
Много очень выразительных: БЛИСТАТЬ УМОМ, ДВИГАТЕЛЬ МАШИНЕ НЕ ПОМЕХА…
Любопытно, что и родители не остаются в стороне, спрашивают своих подростков: что же вам на этот раз удалось придумать? Заинтересованность взрослых, их внимание и признание – очень важны для детей любого возраста.
В коридорах школы висят стенды с заголовками:
МОЖЕТЕ НА НАС РАСЧИТЫВАТЬ!
На них разместили «улыбающиеся» портреты старшеклассников и их заявления, взятые из их же сочинений: выучусь – стану.. научусь – сделаю…
Все это преследует целью показать: мотиваций к добыванию знаний может быть очень много и у каждого человека может быть что-то свое. Приоритет, конечно же, отдается таким, которые связаны с достижением какой-то цели. Благодаря этому те, кто, просто, хочет избежать наказания или осуждения, остаются в меньшинстве. И с каждым годом их становится все меньше и меньше.
Единственное, что в школе никем не приветствуется, это стремление к превосходству над другими. Раньше и сами учителя провоцировали у детей такие желания, выделяя кого-то: ты звездочка, ты лучший, первый и т.д. Сейчас этого нет. Стремление к превосходству над кем-то - очень коварная штука: сегодня – это знания, а завтра – может быть, что угодно. Ведь для реализации этого мотива могут быть использованы самые различные ресурсы: внешность, физическая сила, деньги, связи, должность и даже авторитет. Вспомним «дедовщину» в армии! Все ее ругают, забывая, конечно, об истоках этого неприятного явления.
Диктатура пролетариата, сталинизм, гитлеризм – это все оттуда. Да и все изъяны нашей сегодняшней жизни причиной имеют именно эту перекошенную однобокую мотивированность людей. Обратная сторона стремления к превосходству - зависть и желание кого-то унизить, «опустить». Об этом и строчка из известного всем анекдота: «Мне не нужна корова, мне нужно, чтоб она сдохла у моего соседа».
Творчество детей порождает столько замечательных мотивов, что в этой соревновательности нет никакой необходимости. Ну, когда нет ничего другого, тогда, конечно, «и рак на безрыбье – рыба», а когда есть – тогда зачем?
Жизнь – большой лабиринт. Найти в нем свой путь без достойных направляющих мотивов – очень сложно. Вокруг столько тупиков и темных закоулков… Помните, и «великим героям» была нужна «нить Ариадны».
Дети в школе, как пчелы в улье, постоянно передают друг другу важную информацию. Они и сами поражаются, как их, такое детское, творчество порождает столько замечательных мотивов? Придумывают! Учатся придумывать сами, а не ждут, когда им кто-то «проложит рельсы и скажет: теперь ты трамвай - маршрут № 6». Последнее, наверно, самое главное.
Наблюдая все это со стороны, просто, удивляешься: где и почему дети не хотят учиться? Ведь еще не было ни одного такого случая, чтобы пчелы отказывались собирать с цветов свой нектар! Что же их к этому стимулирует?
У меня дома и своих еще двое детей, и я не жалею, что вопрос:
ПОЧЕМУ ЛУЧШЕ ОТОРВАТЬ КУСОК ЗНАНИЙ ПОБОЛЬШЕ, висит и в их комнатах. Они уже знают на него много ответов.
Мотивы – это то, что создает наши желания. Стимулировать желания намного эффективнее любого принуждения!
ВСЕМУ МОЖНО НАУЧИТЬСЯ
Давайте только на минуту представим, что ребенок тонет в реке. Ведь в этом случае - все кричат и бросаются ему на помощь. А когда он «тонет» в школе? – С такими необычными словами ко мне, а потом и к директору школы обратились представители родительского комитета. Сложный вопрос. Родители использовали, конечно, сильную метафору. Но именно это и «сдвинуло дело с мертвой точки».
Для начала, в школе прекратили «игры в полицейских и нарушителей». (Признаюсь, это было не просто.) Тот учащийся, который, теперь, например, не подготовился к уроку, может заранее об этом предупредить учителя и ответить на следующем.
Не сразу, но постепенно дети перестали чувствовать себя «попавшимися на месте преступления нарушителями правил». Это очень важно! Модель поведения любого нарушителя включает: обязательный поиск способов избежать наказания, что-либо скрыть или сделать исподтишка. Очень непродуктивная модель, но когда представишь, какая масса детей проходит ежедневный тренинг на такое поведение – становится дурно.
А что можно сказать про отношения учителя и ученика, если при каждой ошибке ребенку как бы говорят: а - а, попался! Будет ли в этих отношениях обожание или там будет только страх и неприязнь? Как это сказывается на усвоении знаний?
По всей школе: и в учительской, и в коридорах, и в кабинетах сейчас уже висят небольшие объявления - напоминания следующего содержания: УЧЕБЫ БЕЗ ОШИБОК НЕ БЫВАЕТ. Ощущение права на ошибку очень важно! Она – не имеет никакого отношения к чьей-либо виновности, она – лишь метод нахождения правильных решений.
Впереди у детей огромная жизнь – только ОШИБАЯСЬ, они будут находить действительно правильный путь. Те же, кто будут стремиться избежать ошибок, не придут никуда, будут топтаться на месте и будут бояться сделать любой шаг, а вдруг он ошибочный!
В учительской теперь висит стенд, озаглавленный следующим образом: КАК ОБЛЕГЧИТЬ ДЕТЯМ УСВОЕНИЕ МАТЕРИАЛА? На нем учителя вывешивают сообщения о своих находках в этой области. И именно работе над ошибками там уделяется первоочередное внимание. Но конечно, не только ей. Приведу только по одному абзацу из разных сообщений.
«После объяснения нового материала я не задаю вопрос: кто не понял? Поскольку те, кто действительно не поняли, могут стесняться признаться в этом. Я прошу поднять руку тех, кто понял все, и картина сразу становится ясной. В конце урока мы обязательно рассматриваем: какие ошибки возможны по той или иной теме».
«Очень важный момент обучения – спрашивать учащихся, как новый материал связан, по их мнению, с ранее изученным. Такой простой вопрос, а позволяет связать в их голове все знания в единое целое: образует между ними мостики, тропинки и вполне проходимые дороги, обеспечивая быстрый доступ к любому фрагменту».
«По каждой теме урока я предлагаю своим ученикам придумать какую-нибудь метафору или аналогию, отражающую суть вопроса. Для начальной школы это обычное дело: не просто 2+2, а у Наташи 2 яблока и у Пети 2 яблока … В старших классах об этом очень эффективном методе обычно забывают, совершенно неправомерно. Результаты потрясающие».
«В моем классе у каждого ребенка есть несколько альбомов для рисования. В одном он крупно рисует формулы по физике, в другом – формулы по математике, в третьем – по химии, в четвертом- ключевые слова из тем и определений по обществознанию. Такое «рисование» значительно улучшает запоминаемость материала. То, что нарисовано крупно и необычно (а рядом еще какая-нибудь рожица с огромными ушами) – вспоминается детьми намного легче. За этот «необычный хвостик - рисунок» они потом с легкостью «вытягивают» и весь остальной материал».
Хочу подчеркнуть: сама постановка в школе вопроса о поиске методов облегчающих детям усвоение материала - в корне меняет отношение учителя к учащимся и к преподаванию своего предмета.
Если взять за основу классификацию основных ролей исполняемых людьми:
жертва, преследователь и спаситель, то какая роль отводится детям, родителям и учителям в обычных условиях. Хуже всего, если и родители, и преподаватели объединяются в роли «преследователя», тогда в роли «спасителя», обычно, выступает какая-нибудь уличная компания. Чтобы не надо было спасать «тонущего» в школе ребенка, не надо его так рьяно преследовать. РОДИТЕЛЯМ - ТОЛЬКО ПОМОГАТЬ! А УЧИТЕЛЯМ - ОБЛЕГЧИТЬ И НАУЧИТЬ! Ведь конечная цель – знания, а не трудности на пути к их получению.
Именно знания – основной показатель работы школы. Безусловно, помогает их получению и доброжелательность учителей, и высокая собственная мотивированность учащихся и внимание родителей. Из моих последних наблюдений: чем легче и лучше дети справляются со своей задачей, тем меньший стресс они при этом испытывают, что, в свою очередь, еще больше облегчает их труд. Этакое - «КОЛЕСО УСПЕХА», и здоровья, конечно.
А что же делать с «трудными» детьми? Такой вопрос я слышу очень часто. Да, «трудным» взрослым с «трудными» детьми очень непросто. Но вслушаемся, что, обычно, говорят эти такие непослушные подростки:
-Меня выгоняют с уроков, отправляют к директору, ставят двойки по поведению, вызывают родителей. Они тоже «включаются» со своими методами. А мне все нипочем. И все знают, что я никого не боюсь.
То есть:
От подростка требуют определенного поведения.
Он не подчиняется.
Его наказывают.
Но он никого не боится и становится лидером в своей компании.
Получается – совместными усилиями мы «лепим» его: «мученика» и «героя» одновременно.
С одной стороны, этого ребенка постоянно сравнивали с другими детьми (инициировали соревновательность), а с другой – именно так его бессознательное воплощает в реальную жизнь мифы о героях и их битвах со Змеем Горынычем, Соловьем Разбойником и прочей нечистью. А тут и мы – со своими репрессивными мерами.
Выход из такой ситуации только один: не ругать и не наказывать! Нет наказания – нет «мученичества». Нет Великана с плеткой – нет и «героизма». (Если же вы в детстве сами тоже начитались сказок, и вам теперь хочется « огнем и мечом» наводить порядок, то стоит призадуматься: тем ли делом вы занимаетесь?)
Каждую выходку (читай – провокацию) такого «героя» теперь мы используем для напоминания ему, что уверены – в его силах научиться иному поведению! Ведь ему уже удалось научиться ездить на велосипеде, играть в футбол, читать и рисовать. Мы просим его самого продолжить – чему он за свою жизнь уже успел научиться! Это, пожалуй, самое главное. Если он начал перечислять, значит воспринял: новому поведению можно научиться.
Но вначале этот метод пришлось применить к себе. Учились всем школьным коллективом. Оказалось: так реагировать на «геройства» детей совсем не сложно. Ведь нам тоже удалось за свою жизнь научиться уже очень многому, причем, гораздо большему, чем любому нашему подопечному. Опыт – великое дело!
Пришлось поработать и с семьями. «Петь» лучше всего в унисон. Эту работу взял на себя родительский комитет.
Вот так: учимся сами, учим детей, учим и их родителей.
Алексей Чалый, психолог.
Г. Краснодар
p.s. Буду благодарен всем за ваши сообщения о ваших находках в области воспитания детей на мой E-mail: [email protected]