Многие родители, особенно бабушки, придерживаются мнения, что мать-природа имеет тенденцию справедливо распределять свои дары. Если она чего-то прибавила в духовной области, значит, убавила в какой-то другой, например, в физических достоинствах, в здоровье, в характере и т. д. Однако исследования доказали, что в таких представлениях нет и доли истины. Незаурядно одаренные дети часто более здоровые и закаленные. И если их воспитание никак особенно не нарушается, то ведут они себя совершенно нормально – играют, ищут развлечения, как и другие дети, любят общение, любят посмеяться. Но у них более зрелые интересы, а их любознательность приводит к тому, что они накапливают большие запасы знаний и сведений. А поскольку они сообразительны и много знают, то легче находят себе занятия, сами создают себе условия, чтобы учиться – в этом плане с ними не так уж много забот.
Безусловно, не стоит такую собственную инициативу ребенка как-нибудь ограничивать из страха, будто ему может повредить излишнее знание. Эта позиция так же ошибочна, как и насильственное принуждение к учению в ущерб игре, бегу и другим подвижным занятиям, развлечениям. Одаренным детям в школе нескучно, хотя в первый класс они приходят, хорошо умея читать и писать. На уроках для них столько интересного, им хочется побольше разузнать и исследовать, любая новая деятельность для них увлекательна. Иногда такие дети “перескакивают” через класс, но чаще не через первый или второй, а через какой-то более старший, когда лучше созрела нервная система и ребенок более закален.
Но тут таится опасность, о которой не следовало бы забывать. Некоторые родители незаурядных детей хотят от них “чего-то еще”. Но одаренность может быть неравномерной, мальчик или девочка в одном занятии преуспевают, а в другом совсем не блещут. В таких случаях мы стремимся посодействовать, чтобы развитие шло гармонично. То есть обращаем усиленное внимание на то, в чем ребенок хромает, а не усиливаем его лучшие качества. Если же все стремления родителей будут направлены на развитие выдающихся способностей, то иногда возникает угроза еще большей односторонности, к чему у одаренных детей и так повышается склонность.
Здесь нужен разумный компромисс. И, чтобы из одаренных детей получились бы и прекрасные работники, и хорошие люди, тут главную роль играет не одаренность, а прежде всего семейное воспитание. Родители склонны перегибать палку, и выражается это в самых разных формах. Например, в требованиях, в амбиции, в честолюбии. Им мало того, что сын или дочь уже умеют многое, соответствующее их возрасту. Они требуют от ребенка выдающихся достижений, чтобы и знакомые, и родственники восхищались им – короче, чтобы растущий человек стал “звездой”.
Возможностей для удовлетворения родительского честолюбия вполне хватает – иностранный язык задолго до школы, балет, музыка, фигурное катание, компьютер. Конечно, бывает, что у некоторых детей талант проявляется очень рано, и было бы обидно его пропустить. Обычно все начинается со стихов, песен, которые маленькая звезда читает каждому по заказу. И любой благодарный гость выражает восторг и аплодирует. А как еще поступить в такой ситуации? Аплодисменты соблазнительны – человек потом особенно усердствует, чтобы заслужить их еще раз.
Ведь мы прекрасно знаем, как трудно устоять перед соблазном успеха. А тут малыш. И неудивительно, что наша маленькая звезда воображает, что она все умеет, и воспринимает восторг как должное. Вот где может легко сломаться характер. Если у маленького вундеркинда укоренится представление, что он умеет делать что-то необыкновенное, то это ведет к убеждению, что ему все дозволено. И тогда в обязанность добрых бабушек и мам будет входить не только восхищение одаренным ребенком, но и его безграничное обслуживание. Теперь они обязаны подготавливать дальнейшие успехи своему чаду. И горе тем родителям, у которых из маленькой очаровательной звездочки вырастет большой, лопающийся от тщеславия эгоист.
Согласитесь, сегодня вундеркинд – не такая уж редкость. Часто мы слышим или читаем о том, что ребенок закончил школу в 13-14 лет и поступил в вуз. Стоит задуматься: видимо, это уже в порядке вещей? Специально растить вундеркиндов не стоит (да и вряд ли получится что-нибудь из этого), но если заметны способности ребенка в той или иной области, то необходимо помочь этим способностям развиться.
Например, когда семья ждет ребенка, они хотят, чтобы он вырос здоровым и умным, -- кто об этом не мечтает? Но мечты так мечтами и остаются, если нет понимания того, что научить ребенка можно только тому, что умеешь и чем увлечен сам. Если с ребенком не разговаривать, он так и не научится говорить. А что, если мама будет разговаривать с ним по-русски, а папа – по-английски? Ведь тогда ребенок одновременно и очень легко усвоит сразу два языка.
Дети все гениальны от рождения, надо только способности их вовремя распознать и развить. Например, я знаю семью, где растет маленький четырехлетний вундеркинд. Но специальных занятий с ним никогда не проводят ни мама, ни папа. Никогда никакого принуждения. Малейший намек на усталость или нежелание ребенка заниматься служит сигналом – хватит! С мальчиком занимаются играючи (чаще по-английски): “Сколько ложек на столе? А сколько осталось машин, если одна уехала? Сколько листиков на этой ветке?” Но и сам ребенок (впрочем, как и другие дети) задает бесчисленное количество вопросов. И на каждый вопрос получает исчерпывающий ответ – благо, пока еще родителям не приходится заглядывать в энциклопедию и справочники. Правда, нередко родителям приходится порядком ломать голову, как объяснить ребенку то, что по возрасту ему понять трудно. И надо объяснять, а не уходить от ответов. Мальчик ходит в студию рисования, занимается музыкой. И что же, все просто в этой семье, никаких проблем? Нет. Вот одна проблема – что делать с ребенком дальше?
Единственный выход – раньше положенного срока пойти в школу и перепрыгивать через класс. Но мама беспокоится: с кем же сыну дружить, если он будет младше своих одноклассников?
Созданы же школы для музыкально одаренных, есть школы для умственно отсталых детей, но почему-то нет школ для таких, как этот мальчик? Может быть, нужны и не целые школы, а хотя бы класс? Часто бывает так: сидят за одной партой способный ученик и слабый. Учительница не может сдвинуться с места, пока слабый ученик не усвоит материал. И бьется педагог, ориентируясь, как правило, на среднего ученика. А что же в это время делать сильному (особенно в старших классах)? Он ждет, он томится, он начинает привыкать к безделью. Ум его застаивается, так как не получает необходимой нагрузки.
Создание специальных школ для умственно одаренных детей во многом облегчит им жизнь. Они не для того пришли на свет, чтобы их выставляли и показывали. И свои успехи, которых так жаждут родители, они воспринимают как обыденность, а не как что-то неординарное. В наших детях много богатства. Но нужно раскрыть его, выявить и помочь ему развиться.
Ольга Белкина
Источник: Женские страсти