Это действительно так: ребенок поглощен фильмом, он как бы прилипает к экрану и не может от него оторваться. Однако из этого не следует, что такой просмотр развивает усидчивость, внимание и сосредоточенность. Как раз наоборот.
Фильмы для малышей сделаны на основе так называемых «трансовых» эпизодов – кадров, где использованы сюжеты созерцательного характера. Эти эпизоды сняты и смонтированы в режиме клипового восприятия – мелькание сюжетов завораживает. Это сродни наблюдению за серией рекламы. Несколько лет назад газеты, а затем и учебники обошел потрясающий психологический эксперимент – младенцам предъявлялся блок рекламы и наблюдение за отжимом белья в стиральной машинке с окошком – эффект воздействия был сходным.
Самое опасное, что для многих родителей эти «развивающие фильмы» дают свободу от ответственности за малыша, хотя бы на 20 минут. «Ребенок 20 минут занят, и хорошо». Это один из наиболее удачных рекламных ходов компании. Родители, даже самые любящие, мечтают о минутной передышке от забот. Развивающий фильм подходит как нельзя кстати. Фильм дает «20 минут тишины и покоя» – так звучат 80?% отзывов родителей (и это подтверждает мысль о рекламном ходе), поэтому они с радостью приобретают следующие серии. При желании это время покоя можно приумножить до 40 минут, а то и целых двух часов. Только вопрос – сколько будет стоить такой покой?
Дети, с младенчества привыкшие к подобным гиперстимуляциям, требуют все большего потока стимулов. Они быстро привыкают к такой искусственной стимуляции, и им сложно без нее обходиться. Без «видиков» они не могут ни есть, ни спать, ни играть. Привыкнув к такой зрительной стимуляции, ребенок начинает испытывать потребность в ней, ищет ее повсюду. Примитивная потребность в сенсорных ощущениях может закрывать малышу все богатство мира. Ему уже все равно, куда смотреть – только бы мелькало, двигалось, шумело. Примерно так же он начинает воспринимать и окружающую действительность.
Сажая малыша перед экраном и освобождая себя от «лишних» и утомительных занятий с ним, взрослые нарушают основной закон развития психики ребенка. Суть этого закона заключается в том, что становление внутреннего мира ребенка происходит в совместной деятельности со взрослым. Все интересы, переживания, представления, образы складываются и первоначально существуют не внутри самого ребенка, а в его общении со взрослым. При этом взрослый не навязывает ребенку какие-то свои представления или ценности, а вместе с ним строит его внутренний мир, открывая ему новые грани действительности, которые сами по себе не видны и могут остаться незамеченными.
Окружающие маленького ребенка предметы не воздействуют на него непосредственно и не вызывают каких-либо чувств или желаний. Можно видеть множество кошек и собак, но не знать, что они живые, что им бывает больно или холодно; можно прекрасно видеть деревья и цветы, но не замечать, что они красивые; можно натыкаться на кубики, но не испытывать никакого интереса к постройкам башен и дворцов. Внутреннюю, культурную суть вещей ребенок открывает только вместе со взрослым, благодаря тому, что близкий человек настраивает его на человеческое восприятие мира и делает этот мир волнующим, значимым, побуждающим к собственной активности. Переживания, образы, представления, открытые вместе со взрослым, начинают входить во внутренний мир ребенка, наполнять его. Полноценное человеческое развитие ребенка возможно только в интенсивном и полноценном общении с близкими взрослыми. Никакие технические средства, никакие даже самые совершенные и приспособленные для детей СМИ не могут заменить живого человека, не могут открыть культурный смысл окружающих вещей. Если же ребенок в раннем возрасте лишен полноценного общения со взрослыми, этот смысл, а вместе с ним и вся человеческая культура, остается закрытым, чужим, невостребованным, а внутренний мир ребенка – пустым.
Все эти хорошо известные истины многократно подтверждены не только научными исследованиями, но и жизненными фактами. До последнего времени эти факты поставляла система детских закрытых учреждений – домов ребенка и детских домов. Разные педагоги и психологи многократно показывали, что детей, лишенных семьи, отличает общее недоразвитие личности, которое выражается в отсутствии интереса к занятиям, слабая концентрация, сниженная эмоциональность, отсутствие сопереживания, инициативы, импульсивность и ситуативность поведения, низкий уровень фантазии и воображения, несамостоятельность и стереотипность мышления, слабая ориентированность на будущее и пр. Но если 10–15 лет назад эти симптомы были присущи довольно ограниченному числу сирот, то в наше время они распространяются на нормальных «семейных» детей, и в особенности на детей хорошо обеспеченных родителей. В обоих случаях данные симптомы являются следствием одной болезни – недостатка полноценного общения с близкими взрослыми. Если в одном случае дефицит общения является следствием социального неблагополучия (отсутствия родителей или лишения их родительских прав), то в другом, напротив, следствием материального и социального благополучия родителей, их стремления как можно раньше обеспечить ребенка всеми техническими средствами. В обоих случаях потребности ребенка отодвигаются на задний план, а передача родительских прав экрану имеет примерно то же влияние на психологию ребенка, как
и полное его игнорирование.
Это типичный перенос взрослых проблем в детскую жизнь. Взрослый, который круглосуточно находится в состоянии цейтнота и боязни не «успеть сделать что-то важное», транслирует это состояние ребенку – «торопись учиться, а то будешь неудачником». В итоге наши дети с момента рождения все время чему-то учатся, чтобы когда-то потом стать «успешными». Вместо полноценной жизни «здесь и сейчас» мы все находимся в состоянии «неуспеха там и тогда». Дети все время чему-то учатся, вместо того чтобы просто жить и радоваться жизни. Это становится позицией, образом жизни, который, по сути, и на самом деле не является жизнью.
Сказанное выше отнюдь не означает призыва исключить телевизор и видеофильмы из жизни и воспитания детей. Вовсе нет. Это невозможно и бессмысленно. Но в раннем детстве, когда внутренняя жизнь ребенка только складывается, экран несет в себе серьезную опасность. Компьютерные игры и развивающие видеофильмы можно вводить только после того, как ребенок освоил традиционные виды детской деятельности – рисование, конструирование, восприятие и сочинение сказок. И главное – когда он научится самостоятельно играть в обычные детские игры (принимать роли взрослых, придумывать воображаемые ситуации, строить сюжет игры и пр.)
Просмотр мультиков для маленьких детей нужно строго дозировать. При этом родители должны помогать малышам осмыслять происходящие на экране события и сопереживать героям фильма. Предоставлять свободный доступ к информационной технике можно только за пределами дошкольного возраста (после 6–7 лет), когда дети уже готовы к ее использованию по назначению, когда экран будет для них именно средством получения нужной информации, а не властным хозяином над их душами.
Источник: http://shkola7gnomov.ru