А после рождения молодая мама начинает осознавать всю глубину ответственности и необходимой заботы об этом маленьком, только что родившемся существе. Ведь в первый год жизни ребенка требуется постоянное внимание и забота.
Сразу после рождения.
Несмотря на любые физические мучения, для любой женщины рождение ребенка это большая радость. Как же можно не любить и не умиляться этому маленькому, пока еще сморщенному комочку с маленькими припухшими глазками и носом-кнопочкой. Пока он еще и головку с реденькими волосиками держать не может, а маленькие пальчики, сжатые в кулачки, ничего не могут взять.
Сразу после рождения форма головы у ребенка не имеет идеально круглой формы. Это следствие того, что кости черепа у новорожденных детей пока еще пластичны и могут деформироваться во время родов, проходя через родовые пути. Со временем это исправится. Рядом с макушкой посередине головы у малыша грудничкового возраста находится мягкий участок, который называют родничком. Это место закроется костью полностью, по мере того как ребенок будет подрастать.
Врожденные рефлексы.
Уже сразу после рождения ребенок обладает определенными рефлексами или определенным поведением, которым управляет нижний центр головного мозга. Такие реакции у малыша вызываются автоматически как результат определенной стимуляции. Если, например, легонько дотронуться до щечки младенца, то он сразу поворачивает головку в сторону касания и открывает ротик. Это явно выраженная рефлекторная реакция на материнскую грудь. Другой рефлекс, о котором нужно знать и помнить, это хватательный. Даже при самом легком нажатии на ладонь новорожденного его пальчики сразу сжимаются в кулачок. При этом происходит захват того, что коснулось ладошки. Иногда такой захват может быть достаточно сильным. Если же ребенок чем-то напуган, то он начинает делать очень характерные движения руками и ножками. Сначала ручки разводятся в стороны, а потом поднимаются вверх и соединяются. Ладошки в это время крепко сжаты в кулачки.
У новорожденного особенное строение организма.
Организм грудного ребенка очень сильно отличается от организма детей старшего возраста, а уж тем более взрослого человека. Кости новорожденного пока еще очень эластичны. В костной ткани содержится много воды и органических веществ. Поэтому переломы у таких детей бывают крайне редко, а если все же такое случается, то кости очень легко и быстро срастаются. Позвоночник в это время еще не имеет изгибов и почти прямой. Эти, обычные для людей изгибы появляются со временем, после того, как ребенок научится правильно держать головку, а потом сидеть и ходить. В это время необходимо быть очень внимательным, так как неправильный уход за новорожденным может привести к искривлению позвоночника.
Развитие слуха и зрения у младенца.
Слух у детей развивается у младенцев уже с седьмой недели жизни. Еще находясь в утробе матери, ребенок уже реагирует на звуки. Поэтому если перед новорожденным положить одну игрушку, которая издает звуки, и другую, мягкую и красивую, то он обязательно сперва потянется к звучащей. Со временем эти предпочтения поменяются, и визуальный выбор станет важнее, но вначале все происходит именно так. Поскольку в первые месяцы после рождения слух развит лучше чем зрение младенца, то имеет место повышенная восприимчивость ко всему, что говорит мама. В это время рекомендуется при ребенке рассказывать обо всем, что происходит вокруг, комментировать буквально все действия и события. Грудничок может и не все понимает, но запоминает он очень много. Интонацию голоса, реакцию и просто ласковый голос мамы. Передавая мироощущение через звуки нельзя забывать и о развивающемся с каждым днем зрении. Малыш далеко не всегда закрывает глазки сразу после кормления. Иной раз он подолгу всматривается в склоненное над ним женское лицо. И через выражение маминого лица, ее улыбку и ласковые слова у него начинает складываться мироощущение.
Обоняние и осязание у новорожденных.
Уже через две недели после рождения младенец способен узнавать свою маму по запаху, а через три месяца осознанно ощущать предметы. Первый рефлекс, который возникает у детей после развития осязания предметов это немедленно отправить их в рот. Через полгода своей жизни малыши начинают постоянно тянуть в рот и облизывать пальцы рук и ног. Это обычно возникает из-за потребности изучать все вокруг, в том числе и собственное тело.