Проблемы решаются легко и просто – сдаешь свое чадо няне и вперед, покорять офисные джунгли или инструктора в фитнес-клубе. Возможностей для отдыха тоже стало больше – берешь няню с собой на курорт и обретаешь полную душевную гармонию – ребенок под присмотром, а ты в нирване. Безусловно, няня хоть и не новое, но очень удобное для современного мира изобретение!
Но вот ученые и психологи не разделяют подобных восторгов. Может быть, родители, доверяющие своих детей няням, слишком легкомысленно относятся к воспитанию наследников? Давайте разберемся, как влияет на психику ребенка присутствие няни параллельно с отсутствием мамы.
Нарушение семейных ролей
Британские ученые выяснили, что наличие няни отрицательно влияет на психологическое состояние детей. По результатам исследований специалисты сделали вывод, что присутствие в доме няни искажает ролевую модель семьи. Например, мальчик, которого воспитывает няня, растет в полной уверенности в том, что у него есть биологическая мама и женщина, которая удовлетворяет все его потребности. Во взрослом возрасте это выливается в двойную жизнь – мужчина имеет жену, которая разделяет его интересы и цели, и любовницу, которая удовлетворяет его физиологические желания.
У девочек же нарушается ролевая модель матери. Поскольку мать не принимает полноценного участия в воспитании, девочка впоследствии может так же относиться к своим детям или даже отрицательно воспринимать сам факт наличия детей в семье, считая это тяжким бременем, ведь родная мама не справилась.
Потеря доверия к миру
Психологи считают, что до трех лет рядом с ребенком должна быть мама, потому что именно в этом возрасте формируются эмоциональные связи и доверие к миру. Если место мамы, которая для ребенка и олицетворяет устойчивость мироздания, занимает няня, хрупкий мир малыша рушится и он остается в недоумении – кого любить? Кто любит меня? Почему мама ушла? - вот вопросы, на которые ребенок не находит ответа. Мама приходит и уходит, так же, как и няня. В глазах ребенка мир не устойчивый и уходящий. Это порождает неуверенность, чувство, что его бросили, одиночество, тревогу, агрессию и т. п. Эта гамма переживаний может в будущем негативно повлиять на адаптацию человека к окружающей среде. Человек может вести борьбу со всем миром, либо выбрать способы ухода из него – алкоголь, наркотики, болезнь и т.п.
Отсутствие привязанности
До трех лет у ребенка формируется эмоциональная привязанность к родителям. Если родителей он видел редко, то он вырастет с ощущением эмоциональной неудовлетворенности, «никому не нужности», нелюбимости. Излишне говорить, что к родителям привязан он не будет, а возможно, он вообще мало к чему сможет привязаться, так как всячески будет избегать этого чувства, ведь в детстве его «бросили», и не желая повторения, человек подсознательно будет избегать близости.
В дальнейшем у подросшего ребенка могут возникнуть огромные претензиями к родителям и к миру. Не удивляйтесь, если подросший ребенок не будет принимать ваши проблемы близко к сердцу и слушаться ваших советов.
В лучшем случае недолюбленный ребенок станет во взрослом возрасте безудержным потребителем всего – вещей, удовольствий, алкоголя, наркотиков, еды и т.п.
С другой стороны, если мать устает от общения с ребенком, он ее раздражает и она не может дать ему безусловной любви, то хорошая няня способна спасти ситуацию и неустойчивую психику малыша.
Нарушение идентичности
Пока ребенок маленький, он ассоциирует себя со взрослыми. Именно у них он учится манере поведения, реакциям и т.п. Поэтому до трех лет мама должна быть всегда для него доступна, иначе лепить образ себя ребенок будет с няни. Например, бабушка пятилетней Даши жалуется: «Дашуля совсем на нас не похожа, вся в няню, даже говорит с украинским акцентом, и слова неправильно произносит». И это еще полбеды – хуже, если ребенок начнет воспринимать нянины жизненные цели и ценности как свои.
Проблемы в развитии
Мы думаем, что совсем маленькие дети ничего не понимают, и нет разницы, кто будет их пеленать и гулять с ними. Но исследования показывают, что период, когда связи между клетками мозга формируются наиболее активно, - это период от рождения ребенка до трех лет. В это время зарождается примерно 70-80 процентов таких соединений. По мере того как они развиваются, возрастают возможности мозга. Уже в первые шесть месяцев после рождения мозг достигает 50 процентов своего взрослого потенциала, а к трем годам 80 процентов. Конечно, дальше мозг тоже развивается, но то, что было заложено в ранние годы, является основной базой для этого развития. Информация, полученная в этом возрасте, может совершенно неожиданно всплыть потом и стать причиной различных нарушений личностного и умственного развития.
Очевидно, что на развитие ребенка огромное значение оказывает среда, поэтому, с другой стороны, если родители не могут подать положительный пример своему чаду и чему-то научить его, то образованная и хорошо подготовленная няня вполне способна сделать это.
Есть ли выход?
А как же раньше люди жили? Ведь в среде аристократов без няни было никуда. Вот Пушкина, например, няня воспитывала, и ничего, гениальный поэт вырос. Все это так. Только вот, что мы знаем о родителях Александра Сергеевича? Почти ничего. Стихов он им не посвящал, а вот няню частенько вспоминал в своих творениях и тем самым ее увековечил. А вот многие знаменитые актеры и спортсмены нашего времени, когда их награждают, вспоминают своих родителей, и говорят, что только их могут благодарить за свои успехи.
Каждый родитель решает сам, какое место в семейной иерархии занимает няня – является ли она главной для ребенка, или же просто помогает родителям, которые всю основную ответственность за воспитание ребенка берут на себя и развиваются вместе с ним. И если вы примете правильное решение, то возможно, при получении Нобелевской премии или очередного «Оскара» выросший малыш помянет вас добрым словом.
Екатерина Горшкова