Родительская тревога - как дать своему чаду наилучшее образование - понятна.
И все-таки нужно брать в расчет не только последние методики, но и самого ребенка. Нормы развития детей весьма относительны.
Например, Эйнштейн долго не говорил, и родители думали, что у мальчика сильные отклонения. Он заговорил только к трем годам - но как! - распространенными, обдуманными предложениями. В двадцать шесть Эйнштейн стал доктором философии, а спустя еще несколько лет открыл теорию относительности...
Начиная от Сократа и Платона, через Яна Амоса Коменского, через Корчака, Ушинского, Песталоцци, вплоть до наших современников - Амонашвили, Ильина, Шаталова - течет педагогическая мысль, она же общемировая и общечеловеческая мысль о том, что есть детство. Вот несколько из самых интересных ее представителей.
ПЕДАГОГИКА МОНТЕССОРИ
Итальянский ученый, педагог и врач Мария Монтессори (1870-1952) стала первой женщиной-врачом, получившим диплом Римского университета.
Она создала систему воспитания и обучения детей, известную ныне повсюду. Как врач она работала с умственно отсталыми детьми. От мамы такого ребенка вы никогда не услышите:
"Ах, если бы мой малыш всегда оставался четырехлетним! Какие они прелестные в этом возрасте!"
С помощью методики Монтессори мамы детишек с мозговыми травмами буквально вытягивают их из недуга, исправляя ошибки природы.
Дети с отклонениями учатся читать, считать, говорить, обслуживать себя - то, что их благополучным сверстникам дается даром.
Изначально коррекционный, метод Монтессори, однако, вскоре заявил о себе как универсальный. Идея, лежащая в основе этого метода, проста донельзя:
саморазвитие личности, помещенной в насыщенную культурную среду.
В детских садах, работающих по системе Монтессори, воспитатель - это помощник, а не надзиратель. К нему всегда можно обратиться за советом, попросить растолковать непонятное, помочь приклеить, сложить, раскрасить.
Сама обстановка побуждает малыша раскрывать свои возможности.
Помещение делится на несколько функциональных зон:
("кухня", "мастерская", "арт-сектор"), и ребенок сам (!) выбирает, чем, сколько и как ему заниматься.
По мнению приверженцев системы Монтессори,ослые обедняют мир ребенка, лишая его участия в повседневных делах: уборке, стирке, приготовлении пищи, мытье посуды. Все эти "скучные" занятия сказочно интересны, если относиться к ним как подобает.
Еще один из принципов педагогики Монтессори - формирование разновозрастных групп.
Взаимодействие младших и старших, как считают специалисты, дает столь необходимый детям социальный опыт.
Обучение происходит не только по веками утвержденной вертикали: воспитатель - ребенок, но и по горизонтали: старший ребенок - младший.
Преимущества такого подхода очевидны: младший может спросить у старшего то, что постесняется спросить у взрослого, а старший учится отвечать не только за себя.
Родители знают, как трудно прививается чувство ответственности. В детских учреждениях, руководствующихся системой Монтессори, это происходит само собой.
Другой важный принцип - сочетание на занятиях свободы и дисциплины.
Здесь никого не заставляют сидеть вытянувшись в струнку. Относиться к детям, как к оловянным солдатикам,- значит дискредитировать само понятие "детство".
Дисциплина не может быть чем-то навязанным извне, ребенок должен внутренне согласиться с необходимостью ограничивать себя.
Последователи Монтессори учат понимать, а уже потом подчиняться.
Дети, ходившие в такой детский сад, не боятся общения, умеют и любят работать как самостоятельно, так и в группах, ценят сам процесс познания.
Необычайно интересны методические пособия, разработанные Марией Монтессори, например, пузырьки с пипетками.
Окрашенную жидкость надо набрать из пузырька в пипетку и аккуратно перелить в специальные ячейки, а потом обратно в пузырьки, не расплескав.
Емкости с губками используются примерно с той же целью:
вода набирается в губку, а затем отжимается из нее в емкость.
Таким образом развивается моторика пальцев, кисти.
Смешивая разноцветные жидкости, ребенок познает законы колористики.
Математику малыши изучают, нанизывая бусины.
Шершавые буквы из бархатной бумаги, наклеенные на картон, - пособие для обучения письму.
Дети осваивают алфавит через тактильные ощущения. Ведь писать можно не только на бумаге, но и пальчиком на песке, на манной крупе. Такие занятия вырабатывают по-настоящему хороший почерк.
МЕТОД ГЛЕНА ДОМАНА
Американский педиатр Глен Доман утверждает, что лучшие учителя - это матери.
"Каким бы ни был уровень развития матери, она может и должна развивать интеллект своего ребенка", - считает Доман.
Его кредо:
"Образование начинается в шесть лет, а процесс познания - с рождения".
Мама владеет иностранным языком - пусть разговаривает на нем с малышом, пока тот еще не освоил родного.
Доман советует матерям знакомить малышей со всем на свете - ботаникой, географией, историей, сообщать им (как бы между прочим, не фиксируя на этом внимания) факты из самых различных областей знания.
Задача матери - осознать, что информация из ее уст дойдет до ребенка быстрее всякой иной и будет воспринята им наилучшим образом.
Ходите в магазины, посещайте выставки и музеи, летайте, ездите и ходите пешком вместе с малышом, используя при этом любой повод, чтобы рассказать ему что-нибудь интересное (но лишь тогда, когда он расположен слушать).
Встретив во время совместной прогулки, к примеру, собаку, сообщите ребенку, что существуют разные породы собак (следуют названия пород); что собака по-латыни - "канис", а по-английски - dog и т.д.
Все - в хорошем темпе, ненавязчиво, ничего не переспрашивая. С детьми постарше можно путешествовать во времени и в пространстве, придумывать забавные задачи, перевоплощаться в героев других эпох.
Важная часть методики Домана - физическое развитие.
Младенцев Доман рекомендует как можно раньше обучать гимнастике, ползанию по специальному треку.
Большую часть дня крошек надо держать не в кроватке, а на полу (естественно, чистом и теплом). И никаких манежей!
Как утверждает Глен Доман, большинство энциклопедических сведений можно изобразить на картинках и показывать эти картинки малышу начиная с двухлетнего возраста. (Если хотите - даже раньше.)
Карточки-картинки должны быстро сменять друг друга, так как крохотное существо не может концентрироваться на них дольше нескольких секунд.
Таких картинок нужно запасти побольше.
"Чайка", "песок", "море", "соль", "водоросли", "ветка", "лес", "липа", "ягода", "кора" - допустим, эти десять понятий вы продемонстрировали на картинках и озвучили голосом в течение минуты.
- На следующем этапе вы выстроите их в некий ряд, сообщая о связях между ними.
Чтобы обучить ребенка чтению, объясняет Доман, надо нарезать карточки из белого картона и красным фломастером написать на них слова и предложения.
Демонстрируя карточки по девять штук за минуту, а затем вынимая из набора по одной и заменяя новой, вы будете учить ребенка читать, не давая соскучиться (малыш еще не умеет воспринимать букв, а на кирпичик-слово реагирует автоматическим запоминанием).
Не забудьте, что карточку надо не только показывать, но и громко читать написанное на ней слово. (Точно так же обучается ребенок счету - разглядывая карточки с точками, обозначающими цифры).
Вторым этапом обучения чтению будет составление и издание собственных книг. Родители пишут их крупными буквами (сюжет может быть оригинальный, но подойдет и заимствованный).
Главное - чтобы книжки были сделаны своими руками и проиллюстрированы семейными фотографиями или рисунками собственного изготовления. Американский педиатр уверяет, что восторг малыша - гарантия того, что очень скоро он сам прочитает их.
ВАЛЬДОРФСКАЯ СИСТЕМА
С 1989 года в России существуют детские учреждения по образцу того, которое создал почти столетие назад в Германии Рудольф Штейнер.
У этого немецкого философа и педагога, родоначальника антропософии (науки о человеческой мудрости), было свое видение детства и, соответственно, свой взгляд на развитие детей.
Штейнер организовал в Штутгарте при сигаретно-табачной фабрике "Вальдорф-Астория" детский сад, в котором применял свой метод воспитания.
По Штейнеру, ребенка следует как можно дольше (минимум до 7 лет) оставлять в его собственном, образно-сказочном мире.
Раннее обучение - враг образности, воображения.
Вальдорфская система делает акцент на творчестве, духовном развитии и воспитании.
Если вы отдадите своего ребенка в вальдорфский детский сад, в нем прежде всего будут развивать художественные способности.
Антураж такого садика необычен: струганые полы, столы, стулья. Все - из натуральных материалов. В том числе и игрушки.
Вальдорфцы считают, что "мертвые" игрушки, - например, из пластмассы - не заряжают жизненными силами, а отнимают их.
Здесь предпочитают кукол, сшитых собственными руками, вязаных гномиков, которых набивают непряденой шерстью - чтобы были теплее. Или игрушки из дерева. Примитивные деревянные лошадки и самодельные куклы становятся друзьями.
Воспитатели вальдорфского детского садика занимаются, на взгляд непосвященного, странными вещами:
нанизывают бусинки, шьют и строгают кукол, варят варенье, нарезают фрукты и овощи для общего стола. Дети время от времени бросают своих кукол и принимают участие в увлекательнейшей игре - помощи взрослым.
Воспитатели читают детишкам сказки, стихи, истории, обязательно обращая внимание на ритмическое строение текста, его внутреннюю мелодию. Может быть, даже отбивая такт. Дети с удовольствием повторяют услышанное.
По Штейнеру, абстрактное мышление пригодится ребенку лишь после 12 лет, поэтому логические построения в вальдорфских садиках не в почете, чего не скажешь о физическом развитии детей: здесь обращают большое внимание на то, как они дышат, двигаются, разговаривают.
ВОСПИТАНИЕ ПО НИКИТИНЫМ
Семье Никитиных принадлежит идея НУВЭРСа - Необратимого Угасания Возможностей Эффективного Развития Способностей.
Не додав ребенку до трех лет знаний и умений, родители, по мысли Никитиных, лишают его возможности в будущем приобретать эти знания и в конечном счете не дают раскрыться личности маленького человека.
Сначала на детях, а потом и на внуках Никитины опробовали оригинальный метод развития детских способностей. Их кубики, таблицы, логические задачки пользуются широкой известностью.
Благодаря им дети становятся более сообразительными, более внимательными; у них развивается мелкая моторика.
С помощью такого инструментария ребенок учится узнавать время, температуру, ему становятся доступны и более сложные понятия - например, объем.
Но воспитание по Никитиным - не только раннее обучение.
Есть вещи, без которых любое обучение теряет смысл. Для Никитиных это физическая "экипировка" ребенка. Дети должны быть готовы воспринимать знания не только умственно, но и физически. Тело ребенка как бы само по себе инструмент познания.
Не перегруженное лишней одеждой, не отягощенное сверхкалорийной пищей, оно легко и охотно "идет навстречу" требованиям умственного порядка.
Спортснаряды чуть ли не с младенчества должны входить в детскую жизнь. В доме Никитиных была целая спортивная комната с перекладинами, шестами стальных труб, лесенкой, "лианами", гимнастическими кольцами, канатом, эспандерами.
Семеро детей Никитиных осваивали эти снаряды чуть ли не с пеленок. Кроме того, они бегали по снегу, обливались холодной водой.
Одной из основополагающих мыслей Никитиных была установка на свободное развитие ребенка.
Никаких специальных тренировок, зарядок, уроков. Дети занимаются сколько хотят, сочетая спортивные занятия с другими видами деятельности.
Но родители всюду вместе с малышами - участвуют в детских играх, состязаниях, не скупятся на похвалу, не боятся излишнего крика и возбуждения.
Не настаивая на универсальности своего метода, Никитины самим существованием своей большой детолюбивой семьи призывают родителей к сотворчеству с детьми.
МЕТОДИКА БЕРЕСЛАВСКОГО
Москвич Леонид Яковлевич Береславский, в прошлом физик и изобретатель, создал свою методику на основе многолетних наблюдений над детьми.
Дети тренируют память и речь, решают задачки на логическое мышление по книжке-тетрадке "Логика для малышей", рисуют, раскрашивают, занимаются на электронном тренажере.
Тренажер Береславского - интереснейшая вещь. Это устройство размером с книгу, с информационной панелью и пультом управления.
Малыш нажимает на кнопки, и на панели зажигаются лампочки - разве это не увлекательно? Тренажер начинен множеством разнообразных тестов и игр на развитие памяти и логического мышления.
К примеру: проложить дорожку от домика зайчика к домику белочки, помочь слоненку найти выход из лабиринта, удалить лишний предмет из ряда подобных.
Те, кто принял методику Береславского, учат ребятишек главным образом не "наукам" (нет, например, обучения буквам, счету), а умению принимать нестандартные решения, умению выбирать из нескольких вариантов наилучший, что требует терпения и внимания.
Излишне вспыльчивые малыши постепенно учатся направлять свою агрессию в мирное русло, сосуществовать с другими. Неусидчивые привыкают подолгу заниматься тем, что доставляет им радость и удовольствие.
КУБИКИ ЗАЙЦЕВА
Способов обучения чтению и счету сейчас предостаточно.
Один из самых оригинальных - кубики питерского педагога Николая Зайцева.
По ним учат читать даже двух-трехлеток. Кубики Зайцева необычны:
они содержат не буквы, а единицы письма и чтения - "склады". А еще они "разговаривают": мелодичный звон такого кубика указывает на звонкие согласные, тихие постукивания - на глухие.
Ребята учатся читать и писать сразу "по складам".
"Склады" поются - так их легче запомнить. Кроме того, к кубикам прилагаются большие таблицы с вариантами сочетаний букв, которые вешают на стену, чтобы они были на виду.
Надо сказать, что кубики продаются несклеенными. Можно поискать в продаже комплект с наполнителями - звенящими крышечками, пробками и прочими материалами (правда, он обойдется дороже).
Наполнять и склеивать такие кубики предстоит родителям или воспитателям вместе с детьми. Это занятие, по мнению тех, кто испробовал его, увлекательнее любой игры.
НЕ ПЕРЕУСЕРДСТВУЙТЕ!
Не удивительно, что родители - те, кого острее всех касаются вопросы воспитания и образования детей, - становятся почти профессиональными педагогами. В некоторых семьях увлекаются одной методикой, в других - "скрещивают" воспитание "по Никитиным" с воспитанием "по Монтессори". Так и должно быть - схемы, самые талантливые и умные, остаются схемами, а живое дело воспитания никогда не укладывается в шаблоны.
Но все хорошо в меру. Узнавание нового всегда манит детей, приближающихся к возрасту "почемучки".
Но если глазки малыша потухли, бросайте все "развивающие" занятия и без сожаления переключайтесь на баюканье любимого медвежонка.
Иначе случится так, как с одной мамой, добросовестно выполнявшей программу-максимум Глена Домана. В результате девочка к трем годам знала два иностранных языка и складывала в уме трехзначные цифры, но никогда не улыбалась.
Не было главного в совместном творчестве матери и ребенка - радости узнавать. Конечно, не Доман виноват в этом. Если внимательно читать его книгу, непременно остановишься на словах: "Чудо в самом ребенке, а не в методике".
Маргарита Шиц