Особенности детских садов Монтессори

Особенности детских садов Монтессори
ФОТО: parenting.ru

Никто не может развить ребенка за ребенка. Ребенок может сделать это только сам. Роль педагога - помочь в этом и создать среду, в которой ребенок сможет найти все необходимые для его возраста материалы для всестороннего развития.

Девиз педагогики Монтессори: помоги мне это сделать самому.

Главная заслуга Монтессори и суть ее теории основывается на методе наблюдений. Сама Монтессори и педагоги ее последователи огромную часть времени проводят наблюдая за ребенком, отслеживая его развитие, круг его интересов и определяя таким образом его область ближайшего развития, в которой нужно с ним работать. Именно через наблюдения и анализ Монтессори определила так называемые сензитивные периоды развития ребенка. Те периоды, когда развивается определенный участок мозга и следовательно именно в это время нужно создать вокруг ребенка такую среду, чтобы она способствовала развитию навыков, связанных с этим участком.

Свободной работе - основному виду занятий в Монтессори-группе - уделяется 1,5-2 ч в день в зависимости от возраста и от желания ребенка.

Развитие идет в 5 областях - сенсорика (развитие органов чувств), навыки практической жизни, математика, родной язык, космическое воспитание. Космическое воспитание - это термин Монтессори. Сюда входит азы географии, биологии, физики, химии. По мере возможности и по желанию родителей в группах организуют занятия изо, музыкой, иностранным языком, физкультурой на основе философии Монтессори. Выбор материала для работы зависит от желания ребенка. Но, зная этапы развития, общие для всех детей, педагоги могут мягко стимулировать процесс.

Дети поступают в группы Монтессори обычно в 2,5-3,5 года. Сначала они занимаются в основном сенсорикой (это очень важно, так как дает базу для развития во всех отраслях), а так же упражнениями из практической жизни - разного рода переливания воды, пересыпания песка и мелких предметов, мытье рук, посуды, стирка, глажение, застегивания пуговиц, молний, кнопок, социальные навыки и физические упражнения и т.д. Только не подумайте что все это делается, чтобы превратить детей в слуг. Основные цели этих практических упражнений - развитие мелкой и крупной моторики, координации движений, самостоятельности, привыкание к выполнению множества мелких операций в определенной последовательности.

Детям очень нравится чувствовать себя такими большими и умелыми.

Ближе к 4-м годам просыпается интерес к математике и русскому, хотя развитием речи и фонетическими играми начинают заниматься сразу в 2,5-3.

Космическое воспитание идет параллельно, по мере возникновения интереса. Важно то, что детей никто не дергает и не тянет. Все происходит естественным образом и по желанию ребенка. Такой индивидуальный подход как у Монтессори больше нигде не достигается.

Монтессори-материалы - это отдельная песня. Это надо видеть. Они шлифовались в течение почти 100 лет. Меня поразил факт, что сначала Монтессори придумала очень много материала, потом следила, какие детям по тем или иным причинам не нравятся, в результате около 70 % материалов было отбраковано.

Мне трудно сказать сколько всего материалов в Монтессори-группе, но в каталоге Омского завода, который у нас выпускает прекрасные материалы, их более 100 наименований. Качество поразительное, не верится, что это сделано на нашем предприятии.

Важный принцип Монтессори - разновозрастная группа, обычно от 2,5 до 6-7 лет. Старшие и младшие друг другу помогают, многому друг у друга учатся. Младшие наблюдая за старшими проявляют интерес к более сложным упражнениям. Если ребенок ходит в Монтессори-группу с 3 до 6 лет, он успевает побыть и младшим, ведомым и старшим-ведущим. Таким образом прорабатываются многие важные принципы социализации.

Для старших важной частью их обучения становится объяснения того, что они сами уже выучили, младшим. А, как известно, то, что кому-то объяснил, самому становится абсолютно понятно.

Для Монтессори-группы важно, чтобы детей в ней было оптимально 15-20 человек. Тут несколько моментов:

1.Социальные навыки. Если детей меньше 10, при этом половина мальчиков, половина девочек и возраст от 3 до 6, сложно найти друзей. Кроме того, когда детей слишком мало, если 1-2 придут в плохом настроении, остальные легко подпадают под их влияние и группа расклеивается.

2.Обучение. Как я уже говорила, важна именно самостоятельность. Если детей слишком мало, с одной стороны, учитель имеет возможность сидеть с каждым больше времени, чем нужно (как бы зависает над ребенком). С другой стороны, ребенок чувствует, что, если хорошо поныть, учитель всегда может броситься на помощь и момента преодоления сложностей можно избежать.

3. Еще сюда примыкает такой момент: каждый материал в группе находится в единственном числе. Обычно благодаря его огромному разнообразию споров не возникает. Но в то же время, если двое хотят один и тот же материал, действует незыблемое правило - не отнимать, а подождать или предложить работать вдвоем. Это тоже важный социальный навык.

Сама Монтессори работала одна с ассистентом с группой до 40 детей.

Часто Монтессори-группы создаются в рамках обычного садика и детям приходится ходить на традиционные занятия по изо, музыке, физкультуре. Это конечно не лучший вариант, так как там нужно все делать по указаниям воспитателей, свобода не приветствуется. Но все-таки часто удается найти хороших преподавателей, которые могут работать в духе Монтессори. Вот очень краткое описание Монтессори-педагогики. Мне очень жалко такими короткими описаниями обеднять методику. Советую сходить в ассоциацию на лекцию, чтобы окончательно понять, подойдет ли вам это. Попробуйте позвонить по телефону 162-56-60 - надеюсь, он не поменялся.


Источник: Baby.ru

монтессори детей ребенка развития ребенок развитие работать найти детям важно воспитание обычно навыки