Нередко малыш отказывается от принятия пищи в первые дни посещения детсада. Причиной может быть эмоциональная скованность, недостаточность опыта в самостоятельном обслуживании, особенность детсадовского меню, поэтому, готовясь поступить в детский сад, нужно предусмотреть эти возможные проблемы.
Как помочь малышу привыкнуть к питанию в детском саду?
Можно подготовить малыша к режиму питания в детском саду еще дома. Обычно режим питания в детских садах строится по такому графику: завтрак начинается с 8.30, в 12.00 - обед в яслях и в 12.15 - для групп детей, возрастом от четырех до семи лет, в 15.15 - полдник. Время ужина приходится на 19.00, поэтому ужин необходимо организовать дома. До времени отхода ко сну рекомендуется еще один легкий ужин: он может быть приготовлен на основе легкоусвояемых молочных продуктов. Однако графики питания в различных детских садах могут не совпадать, поэтому лучше согласовать график домашнего кормления с графиком конкретного детского сада, куда отправится малыш.
Если домашний и детсадовский режим питания не совпадают, следует вносить необходимые изменения постепенно. Дети обычно привязываются к сложившимся стереотипам. Резкое изменение в режиме питания - это основная из причин, почему малыш отказывается от еды. Чувство голода регулируется наступлением определенного времени, а по его истечении аппетит у малыша исчезает. Чтобы этого не произошло, лучше "выравнивать" режим заблаговременно (оптимальный срок - два-три месяца до поступления в детский сад), передвигая время по десять-пятнадцать минут с каждым разом.
Наиболее сложно адаптироваться к питанию в саду тем детям, у которых в семье не существовало вообще никакого распорядка и режима питания. В таких обстоятельствах остается лишь создать соответствующий режим питания дома, как только малыш поступит в садик. Этот же режим питания следует поддерживать до поступления ребенка в школу. Следите, чтобы малыш не переедал!
В детском саду объем питания рассчитывается исходя из положенных норм для возраста ребенка. В сутки дошкольнику положен объем в количестве от 1000 граммов до 1700. Объем каждого блюда также предусматривается. С 1 апреля Институтом питания было введено новое меню, в котором указывается оптимальный объем рекомендуемых блюд для ужина с учетом дневного рациона.
Случается, что родители, подозревая, что их ребенок голоден, кормят его более плотно, чем положено для желудка малыша его возраста. При таком раскладе ребенок будет реже хотеть есть, чаще будет отказываться от обеда и ужина, следовательно, в детском саду, где соблюдается норма объемов питания, ребенок может быть голоден. Малыш должен употреблять такое количество пищи, которое ему необходимо. "Создавая" ребенку очередную порцию, нужно учитывать его возраст. Тогда не будет существенных различий питания в детском саду и дома.
Кормление в интервалах между обедом и ужином должно быть постепенно исключено. К тому же, кушать принесенное из дому в детском саду запрещено. Рацион питания малыша можно составлять, исходя из примерного меню детского сада. Каждый день ребенок должен получать овощи, фрукты, соки, мясо, хлеб. Не нужно концентрироваться на определенных продуктах больше, чем на других. Если ребенок имеет собственные предпочтения относительно некоторых блюд, адаптация к новой кухне для него может протекать сложнее.
По достижении малышом полутора лет, его рацион должен быть настолько же разнообразным, как и рацион взрослого, за исключением некоторых условностей. В меню ребенка должны входить и первые блюда (борщ, суп-пюре), и вторые, запеканки, кисели, и так далее. Если это приготовляется дома, малыш естественно отнесется к ним и в детском саду.
Для приготовления блюд детского меню также существуют некоторые правила: они не должны быть слишком жирными, приготовлять их следует преимущественно на растительном и сливочном масле. Майонезы, соусы, пряности со специями должны быть ограничены. Дети привыкают к приправам и утрачивают аппетит к естественному вкусу блюд. Если в семье привыкли употреблять много приправ и соусов, малышу следует организовать отдельное питание.
Пусть ребенок научится есть самостоятельно
Дети отказываются есть в детском саду часто по простой причине: неумении держать вилку (ложку). Если малыш после полутора лет все еще просит вас о помощи во время принятия пищи, постепенно отучайте его от этого. Конечно, он должен перестать есть из бутылочки. Поступая в детсадовское учреждение, малыш должен без труда владеть ложкой, пить из чашки. Адаптация к остальным условиям дошкольного учреждения связана с умением ребенка приспособиться к самообслуживанию (самостоятельно поесть, одеться, умыться). По словам воспитателей, новоприбывшие малыши кушают медленно, и встают из-за стола после остальных. Они постоянно отвлекаются во время еды. Поэтому, желательно, чтобы с двухлетнего возраста ребенок сидел за одним столом с родителями. Если есть возможность, неплохо будет организовать для малыша общий обед в коллективе детей в детском садике: это поможет ему приобрести необходимый опыт.
Понаблюдайте за тем, сколько времени требуется ребенку для трапезы. В детском саду на это отводится не более получаса. В домашних условиях ребенок должен привыкнуть к детсадовским нормам. Как правило, много проблем случается у детей ясельного возраста при поступлении в детский сад. Родители, уделяющие внимание данным рекомендациям, избавят собственных детей от излишних проблем психологического характера, которые неизбежно связаны с формированием аппетита у ребенка этого возраста. Можно составить перечень интересующих вопросов, с тем, чтобы обратиться к специалистам дошкольного учреждения: медсестре или заведующей конкретного сада. Они сообщат об особенностях данного дошкольного учреждения.
Сложности первого дня
Первые дни в детском саду наиболее сложно даются ребенку. Незнакомые лица, отсутствие родителей, необычный распорядок дня. Эмоциональное состояние ребенка очень чувствительно к таким изменениям. Аппетит снижается. Что же касается детей с ранимой психикой, аппетит может исчезнуть полностью. В придачу ко всему, новички еще и дома отказываются от еды.
В связи с этим, при посещении детского сада малышом впервые, необходимо уделять много внимания тому, чтобы адаптация в детском саду происходила как можно легче, психологически безболезненно. Питание малыша в эти дни должно быть обогащено витаминами, минералами, полезными веществами. Вместо каш, макарон лучше отдать предпочтение овощным блюдам, включить фрукты, свежевыжатыесоки, кисломолочные продукты. Для обеспечения потребности в витаминах и минералах желательно давать ребенку витамины.
Временно лучше убрать сладости со стола, так как их питательная ценность невысока, и к тому же, они вредят аппетиту малыша, вследствие чего он откажется от домашнего ужина.
Но завтрак ребенку лучше предоставить дома, не забывая предупредить воспитателей о том, что ребенок уже ел. Интересуйтесь, как ребенок ел в течении дня. Обращайте внимание на состав детсадовского меню. За ужином ребенку лучше съесть блюда, приготовленные из других продуктов.
С поступлением малыша в детсадовское учреждение, расскажите воспитателям о привычках вашего ребенка. Для новоприбывших детей возможны снисхождения в режиме. Если ребенок еще не умеет кушать самостоятельно, то няня обязана накормить его. Необходимо избегать насилия над привычками малыша относительно режима и распорядка. Это может повлечь негативную реакцию, а вслед за ней - отвращение к детскому саду, нежелание пребывать в садике. Закладка новых умений и опыта происходит не спеша, шаг за шагом. Что же, если не удалось их сформировать до того, как малыш отправился в детский сад, спешить уже нет смысла!
Как быть, если ребенок склонен к аллергии
Если у ребенка имеется склонность к аллергии, в его медицинской карте должны быть указаны аллергены, приводящие к острым нежелательным реакциям организма (например, рыба, аллергия на бытовую химию).
Следует также обязательно предупредить сотрудников детсадовского учреждения, медсестру в том числе, что ребенок имеет склонность к аллергии, какие продукты воздействуют на него отрицательно, указать, какие продукты необходимо исключить из меню.
Детсадовские блюда
Детские сады обычно концентрируются в приготовлении блюд на общем меню для возраста от полутора до семи лет. Зависимость блюд от сезона проявляется лишь в том, что летом и осенью детям дают больше овощей и фруктов, а зимой и весной - больше соков и фруктов. При составлении меню учитывается:
- набор продуктов в течении суток;
- объем детских порций;
- время, необходимое для приготовления;
- возможность взаимозаменяемости продуктов;
- нормы потерь при различных видах обработки продуктов;
- химический состав продуктов.
Составляя дневной рацион, во-первых думают о наличии соответствующего количества белка в блюдах. Источниками белка являются мясо, рыба, молоко, яйца, бобовые, крупы, хлеб. Основная часть жиров в суточном рационе отводится жирам животного происхождения (сливочное масло, сметана). Растительные жиры (подсолнечное, кукурузное, оливковое масло) занимают от 15 до 20% в суточном меню ребенка.
Существуют рафинированные источники углеводов - сахар, мед, кондитерские изделия, представляющие незначительную полезность для малыша. Удовлетворение суточной потребности в углеводах должно происходить за счет каш, блюд измакаронов, хлебных продуктов и овощей с фруктами. В овощах и фруктах кроме содержания минералов и витаминов еще присутствуют пищевые волокна, пектины, клетчатка, благотворно влияющие на систему пищеварения. Многие фрукты, благодаря ароматическим веществам и маслам, способствуют выделению желудочного сока и усилению аппетита. Лук и чеснок также необходимы в рационе малыша. Есть перечень продуктов, которые малышу можно давать каждый день (молоко, масло, овощи и фрукты, хлеб, сахар, мясо), а некоторые продукты - иначе. Например, творог положено давать с интервалом в два дня, яйцо - через день, а рыбу - всего лишь один раз в неделю (норма - 250 граммов: это может быть рыбный суп).
Ежедневное меню детского сада не должно повторяться по составу блюд. Это значит, что если на обед приготовлен суп с макаронными изделиями, то на гарнир должны быть приготовлены овощи, и наоборот. Детям полезно начинать обед с сырых овощей или фруктов, что стимулирует пищеварение и повышение аппетита. Овощные салаты готовят в небольших количествах, но постоянно, с целью выработки у ребенка привычки к употреблению свежих овощей.
Прием пищи должен быть организован в соответствующей обстановке. Побуждение малыша есть силой, применение развлечений и уговоров создает у малыша отрицательный рефлекс на употребление любого вида пищи. У каждого ребенка в детском саду имеется его собственное место за столом, и воспитатели прикладывают все усилия для комфортного ощущения ребенка во время еды. Каждая группа обеспечивается стульями в соответствии с возрастом. К посуде предъявляются требования: удобство в использовании, устойчивость, соответствие объему блюда.