В холодильниках необходимо иметь запас крови: резус-положительной - 2 флакона группы 0 (I) и по 1 флакону остальных групп; резус-отрицательной - 2 флакона группы 0 (I) и по 1 флакону групп А (II) и В (III).
Кроме крови, в холодильнике должно быть по одному флакону сухой и свежезамороженной плазмы всех групп крови, фибриноген (4-8 гр. сухого вещества), полиглюкин 6% (4-5 флаконов), реополиглюкин 10% (4-5 флаконов), гемодез 6% (4-5 флаконов), желатиноль 8% (4-5 флаконов), протеин (4-5 флаконов) и другие кристаллоидные растворы (дисоль, трисоль, хлосоль и др.).
В операционной комнате необходимо иметь передвижной (с выдвижными ящиками) стол для анестезиолога-реаниматолога. В ящиках стола располагают необходимые медикаменты для проведения общей анестезии и реанимационных мероприятий (см. раздел "малая операционная"), анестетики для неингаляционного наркоза - гексенал, тиопентал натрия - могут находиться в столе анестезиолога-реаниматолога; ингаляционные анестетики - эфир, фторотан - хранят в месте, защищенном от света.
На тумбочке у раковины размещают кастрюлю эмалированную с крышкой с кипячеными щетками для мытья рук, в лотке с тройным раствором - ножницы для ногтей, в стерильной банке - стерильный корнцанг в тройном растворе. Для мытья рук используют мыло.
На одном столе размещают бутыль с кожным антисептиком (которым пользуются в данное время): эмалированную кастрюлю с марлевыми шариками в растворе этого антисептика, бикс со стерильными марлевыми шариками, банку со стерильным корнцангом в тройном растворе. На втором столе размещают бутыли с дезинфицирующим раствором, эмалированное ведро с крышкой с дистиллированной или кипяченой водой. На стене под стеклом находится инструкция по обработке рук используемым в данное время антисептиком. На тумбочке у входа - бикс со стерильными масками (для лиц, которым разрешен доступ в операционную), темная банка с корнцангом в тройном растворе, в тумбочке хранят матерчатые чулки-бахилы. На вешалке размещают фартуки из непромокаемого материала.
Для работы в операционной в отдельных стерилизационных коробках (биксах) стерилизуют: 1 простыню с разрезом в середине, 4 целых простыни, 10 пеленок, 2-3 клеенки (по размеру столов для инструментов), рубашку, косынку и чулки-бахилы для больной (чулки-бахилы и косынку одевают до операции, рубашку - после операции); халаты, маски и попарно завернутые в марлевую салфетку перчатки для операционной сестры, хирургов и его помощников; большие и малые марлевые салфетки (большие марлевые салфетки состоят из 4-х слоев марли, размером 50х20 см, их складывают пачками по 20 штук); наборы инструментов для кесарева сечения, ампутации и экстирпации матки. На дно бикса кладут клеенку и в нее складывают инструменты.
Необходимо иметь не менее двух стерильных наборов инструментов и материала для полостной акушерской операции, 1-2 набора для заменного переливания крови новорожденному.
Заполнение биксов следует проводить согласно действующим нормативным документам (4).
Перед зашиванием передней брюшной стенки операционная сестра подсчитывает и докладывает хирургу о наличии всех инструментов и марлевых салфеток.
Операционная комната.
Ее оборудование состоит из операционного стола, двух столов для инструментов (на одном разложено все необходимое во время операции, на втором - передвижном столе, который стоит близко к хирургу, находится то, что необходимо на данном этапе операции), наркозного аппарата, дыхательной аппаратуры, электрокардиографа, электроотсоса (вакуум-аспиратора) и др.; штативов для капельниц, нескольких табуреток: передвижного рефлектора на стойке для добавочного освещения, тазов для использованного материала, пеленального стола для новорожденного с матрацем в клеенчатом чехле; электроотсоса и аппарата для искусственной вентиляции легких новорожденного. В специальном шкафу хранят стерильные шприцы и иглы, стеклянные банки с широким горлом и притертыми пробками с шелком и кетгутом, кетгут в ампулах, сокращающие матку средства, бутыли с раствором натрия хлорида изотонического 0,9% (срок годности не более 7 суток), бутыли с раствором глюкозы 5% (срок годности не более 2 суток), флаконы с раствором йода спиртового 3%, 5% и спиртом этиловым 95%.
В операционной желательно иметь централизованную подачу кислорода и закиси азота. При отсутствии последней пользуются кислородными баллонами, которые устанавливают вне операционной; баллоны с закисью азота после дезинфекции могут находиться в операционной, покрытые стерильной пеленкой. В большой операционной необходимо иметь стол и специальный набор для проведения операции заменного переливания крови у новорожденного ребенка.
В специализированных родильных домах для беременных с иммуноконфликтной беременностью желательно выделить специальное помещение для заменного переливания крови у новорожденного. Условия работы в данном помещении соответствуют операционным комнатам. В них устанавливают бактерицидные и кварцевые лампы, стены покрывают плиткой; имеется подводка горячей и холодной воды и кислорода, в шкафу помещают набор медикаментов, необходимый для проведения операции и оказания неотложной помощи ребенку во время операции.
Так же, как и в большой операционной, для освещения во время операции заменного переливания крови используют бестеневую лампу и передвижной рефлектор.
Хранение шовного материала.
Кетгут хранят в темных стеклянных банках с притертой пробкой в растворе йода спиртового 3%, шелк и капрон хранят раздельно в банках с притертыми пробками в спирте этиловом 95%.
В каждой операционной должен быть свой шовный материал, который переносить запрещается. Кетгут можно использовать после двукратного, шелк и капрон - после однократного посева, если посевы стерильны. Контрольные посевы из банок с шовным материалом необходимо производить 2 раза в месяц. Если шовный материал полностью не покрыт раствором, то операционная сестра в стерильном халате и маске стерильными руками в условиях операционной добавляет в банку с кетгутом раствор йода спиртового 3%, в банки с шелком и капроном - спирт этиловый 95%.
Температуру в операционной поддерживают на уровне 20-25° С, после окончания операции и уборки операционную закрывают на ключ, в вечернее и ночное время на ключ закрывают весь операционный блок, ключ хранится в известном дежурному врачу месте.
При операционной желательно оборудовать палату на 1-2 койки для пребывания в ней послеоперационных больных в течение 1-2 дней.
Санитарные помещения родового блока
состоят из помещений для а) мытья и дезинфекции суден; мытья, дезинфекции и сушки клеенок; б) временного хранения грязного белья; в) кладовой предметов уборки помещений; г) временного хранения последов. Они должны быть отделены друг от друга перегородками на высоту помещения. Эти комнаты должны находиться рядом с родовым блоком, а не в составе последнего.
В помещении для мытья и дезинфекции суден и клеенок необходимо иметь подводку холодной и горячей воды, 2 раковины (для мытья суден и клеенок) или установку для мытья суден, бак с крышкой для погружения суден в дезраствор, ванну для погружения подкладных клеенок (при отсутствии ванны используют бак с крышкой), шкаф для хранения обеззараженных суден, стол с биксами на нем, в которые укладывают сухие обеззараженные клеенки, емкости с дезрастворами.
Для хранения уборочного инвентаря выделяют специальные шкафы. Уборочный инвентарь должен быть маркирован и использоваться только по назначению. Категорически запрещается пользоваться в родильном доме (отделении) волосяными щетками и вениками.
Использованное белье хранят в клеенчатых мешках в специально выделенном помещении. Категорически запрещается сортировка использованного белья в помещениях родового блока.
В родовом блоке необходимо предусмотреть кладовую для хранения чистого белья.
Центр «Здоровая беременность»