Боязнь медицинских процедур

Боязнь медицинских процедур
ФОТО: parenting.ru

Психологическая помощь в этом случае необходима не только долго и тяжело болеющим детям, но практически здоровым ребятам, так как система охраны здоровья подразумевает медицинские осмотры детей, профилактические прививки и, конечно же, - лечебные процедуры, если ребенок заболел.

В то же время, часто дети очень болезненно реагируют не только на сами медицинские процедуры, но и на ожидание начала этих процедур, на приближение к ним людей в белых халатах. Дети плачут, отказываются от контакта с медицинскими работниками и т.д. Конечно, при таких обстоятельствах не приходится говорить о продуктивном общении с ребенком. Он либо замыкается в себе, в своем "ситуативном горе-страхе", либо демонстрирует явные признаки агрессивности.

Иногда разовый, но неудачный опыт общения с медицинским персоналом может привести к серьезным психологическим травмам, которые возможно потребуют в дальнейшем длительной психолого-педагогической коррекции. В настоящее время в психологии существует разделяемое многими специалистами определение страха. Страх - это эмоция, возникающая в ситуациях угрозы биологическому или социальному существованию индивида и направленная на источник действительной или воображаемой опасности. В отличие от боли и других видов страдания, вызываемых реальным действием, опасным для существования фактором, страх возникает при их предвосхищении. Несмотря на свою отрицательную окраску, страх выполняет важные функции в психической жизни человека: защитно-адаптивную, социализирующую, обучающую и воспитательную.

Страхи бывают патологические и нормальные (возрастные). Патологический страх препятствует общению, развитию личности, приводит к социальной дезадаптации, а далее - к аутизму и психосоматическим заболеваниям. К таким страхам относится и сильно выраженный страх медицинских процедур. Конечно же, подобные страхи должны корректироваться.

Среди известных методов предупреждения и преодоления страхов в последние годы достаточное место начинает занимать метод игротерапии и, в частности, куклотерапия. Этот метод основан на процессах идентификации ребенка с любимым героем мультфильма, сказки или с игрушкой. Любимая игрушка может использоваться в постановке спектакля, сюжет которого является травмирующим для ребенка, например: на укол пришёл бегемотик. Любимая игрушка попадает в "страшную историю", которая успешно завершается. По мере разворачивания сюжета, эмоциональное напряжение ребенка должно возрастать и, достигнув максимальной выраженности, сменяться эмоциональными бурными поведенческими реакциями (плач, смех и т.д.), в результате которых снимаются напряжение и тревога.

Одна из систем психологической коррекции страха медицинских процедур у детей имеет психопрофилактическую направленность и может использоваться также для психолого-педагогической коррекции уже имеющихся актуальных страхов детей, вызванных медицинскими процедурами и общением с медицинским персоналом. Данная система воздействия повышает коммуникативную компетентность детей: обучает их навыкам общения со сверстниками и медицинским персоналом, улучшает психологический климат в детском коллективе и эмоциональное сочувствие каждого ребенка, а также способствует расширению общего кругозора детей, в частности, - усвоению ими элементарных знаний в области гигиены и медицины.

В основе методики психологической коррекции страха лежат такие психологические закономерности:

1) известная ребёнку информация вызывает меньше страха;

2) неоднократно пережитые негативные эмоции теряют свою актуальность, имеют меньшую интенсивность и длительность.

Сказанное выше позволило сформулировать следующие принципы реализации программы психологической коррекции страха у детей перед выполнением медицинских процедур:

1) детям подробно на доступном языке объясняется значение, смысл и ход каждой потенциально неприятной медицинской процедуры;

2) занятия проводятся до тех пор, пока у детей есть живой интерес к ним и пока остаются признаки страха перед выполнением медицинских процедур;

3) детей просят больше говорить о своих чувствах относительно выполнения медицинских процедур и всего, что им сопутствует;

4) занимаясь с детьми, вы не должны бояться выглядеть смешными и с удовольствием искренне выполнять все упражнения вместе с детьми, в том числе и такие, которые могут непосвященному человеку показаться на первый взгляд нелепыми. В противном случае,сложно ожидать выполнения этих упражнений от детей (например, "попрыгать, как лягушки" и т.д.);

5) следует инициировать активность детей, их творческие возможности;

6) не делать за ребенка то, что он, хотя бы однажды, сделал сам.

Специалисты называют много методических приемов, которые могут быть использованы в работе над преодолением страха. В данном случае можно использовать четыре из них: анатомирование страха, манипулирование предметами страха, рисование страха, привыкание к предмету страха (десенсибилизация).

1. Анатомирование страха

Смысл приема состоит в объяснении ребенку, что собой представляет пугающий его предмет (например, шприц для инъекции). Как он устроен, "откуда берется", зачем нужен. Такие беседы устраняют "пробелы" в знаниях ребёнка и, следовательно, в его восприятиях, которые прежде заполнялись приписыванием какому-либо предмету опасных и страшных для ребенка качеств. Занятия с детьми проводятся в форме беседы-игры, во время которой обсуждаются следующие вопросы:

"Как и для чего люди лечатся?"

- Человек, к сожалению, не всегда бывает здоров.

- Зачем врачи назначают лекарства?

- Какими бывают лекарства? (таблетки, микстуры, порошки).

- Как нужно принимать лекарства? (длительность приема, время приема).

- Чем можно и нельзя запивать лекарства, прописываемые вовнутрь?

- Почему это нужно делать по правилам?

- Почему хорошо быть здоровым?

С детьми-инвалидами обязательно обсуждаются и другие вопросы:

- Я и мое тело.

- Да, я болен (болел). Но моя болезнь - одна из моих индивидуальных особенностей. Как, например, голубые глаза у моего брата. Я сильнее болезни, потому что я все о ней знаю, потому что она - одна, а у меня есть союзники: мои близкие, врачи, друзья.

- Моя болезнь не очень пощадила мое тело, но у меня достаточно оснований, чтобы любить себя, и достаточно сил, чтобы быть успешным в жизни, чтобы радоваться каждому прожитому дню и людям.

В результате названных и других бесед дети понимают, что лечение - это не наказание за их плохое поведение и прочие "прегрешения", а помощь им в том, чтобы они были здоровыми и красивыми.

Далее можно побеседовать с детьми об инъекциях как одном из самых эффективных способов лечения:

- Укол (инъекция) - это неприятно, а иногда и больно. Что можно сделать, чтобы не было больно и страшно? Нужно расслабиться, взять маму или другого близкого человека за руку, можно любимую игрушку прижать к себе во время укола, можно улыбнуться медсестре, можно представить себя на месте шприца - он (как и медсестра) тебе, точно друг и т.д.

2. Манипулирование предметом страха

Способность управлять пугающим предметом, держать его в руках, чувствовать себя больше и сильнее его помогают ребенку приобрести чувство превосходства, властвования над ним. Если ребенок захочет выполнить агрессивные действия с этим предметом (порвать, скрутить и т.д.), то не следует его останавливать.

Можно использовать предметы, которыми пользуются медработники при проведении инъекции: различные шприцы, вата, иглы разных размеров. Детям разъясняется строение шприца и иглы. Они надевают, под присмотром взрослого, иглу на шприц, набирают в него "лекарство", делают инъекции пластиковым куклам. До активного манипулирования со шприцом и иглой дети усваивали правила безопасной работы с этими предметами: не прикасаться иглами к телу человека; обязательно пересчитывать инструменты по окончании игры и др.

3. Рисование страха

Этот метод также направлен на формирование у ребенка ощущения собственной силы и превосходства над предметом его страха. Эффективным может оказаться такой прием: попросить ребенка нарисовать то, чего он боится, а рядом -себя. Малыша следует "подтолкнуть", спровоцировать (если он сам так не сделает) нарисовать себя более крупным или чем-либо защищенным (например, с палкой в руках и т.д.) по отношению к пугающему его предмету. До коррекционной процедуры дети изображали свои страхи большими по размеру, а себя - с широко раскрытыми глазами, выражающими страх. После коррекционной процедуры может наблюдаться значительное уменьшение размеров и объемов, изображаемых объектов страха, появляются и другие признаки: меньшей тревоги, напряженности, социальной и психологической незащищенности.

4. Привыкание к страху (десенсибилизация),

то есть уменьшение чувствительности по отношению к пугающему объекту, вследствие привыкания к нему. Это происходит в результате узнавания ребенком того, что собой представляет объект его страха, например, инъекцию-прививку делают для того, чтобы не болеть инфекционными (заразными) заболеваниями, а также в результате наблюдения ребенком нейтрального отношения взрослого к страшному для него объекту. Десенсибилизации страха способствовали такие методические приемы, как манипулирование со шприцом, "разговор со шприцом", "перемигивание с ним", написание стихов в подарок шприцу, обучение детей расслаблению и сюжетно-ролевые игры: "Мы - врачи", "Лечим бегемотика" и пр.

Данные игры проводятся с детьми многократно, до тех пор, пока они просят об этом и, когда объективно фиксируется положительный эффект от занятий, то есть с очевидностью и для самих детей, и для взрослых, уменьшаются страхи ребят к медицинским процедурам.


Источник: "Мамка"

страха детей ребенка медицинских процедур страх детьми время дети коррекции процедуры предметом страхи