Типичная молодая семья в нашей стране, как правило, не задается вопросом: отдавать или не отдавать ребенка в детский сад? Если оба родителя работают и не могут рассчитывать на полномасштабную помощь бабушек, то альтернативы детскому саду просто нет. Чаще всего родители озабочены тем, чтобы устроить свое чадо в приличный садик. Именно поэтому до последнего времени в начальных классах школы "садовские" дети считались более адаптированными к учебе, чем "домашние". Они просто составляли подавляющее большинство.
Мнения психологов о влиянии детского сада на детей довольно противоречивы. Так, например, согласно некоторым подходам ежедневное разлучение с родителями и последующее "воссоединение" семьи порождает у ребенка высокий уровень тревоги. Психологи данного направления считают, что посещение детского сада может породить чрезмерную компенсаторную привязанность ребенка к родителям. Напротив, другие исследователи утверждают, что между "домашними" и "садовскими" детьми нет существенных различий в психическом статусе.
Проблема влияния детского сада на психику ребенка исключительно сложна. Многое зависит от наличия разумных альтернатив пребыванию ребенка в детском саду, социоэкономического статуса семьи, отношения родителей к своей работе, обстановки в детском саду, и других факторов. К сожалению, мы не располагаем данными исследований, которые принимали бы во внимание все перечисленные параметры.
Как бы там ни было, реальность состоит в том, что пребывание ребенка в детском саду является широко распространенным явлением не только у нас, но и в высокоразвитых странах. Женщины все чаще не желают отказываться от профессиональной карьеры даже в тех случаях, когда речь не идет о чисто финансовой необходимости. Разумеется, в этом случае гораздо разумнее отдать ребенка, не достигшего шестилетнего возраста, в детский сад, чем оставлять его дома в одиночестве или на попечении престарелого или больного члена семьи. Ниже мы попробуем, основываясь на исследованиях западных психологов, ответить на вопрос: каким должен быть "идеальный детский сад", в максимальной степени отвечающий задачам нормального полноценного развития личности ребенка? В какой степени реальное положение с детскими учреждениями в нашей стране расходится с "идеалом" читатель без труда увидит сам.
Мы рассмотрим три основных параметра :
1. Физическое окружение
2. Требования к персоналу
3. Цели или "идеология" детского сада.
Физическое окружениеРебенок, проводящий в детском саду 5-9 часов ежедневно в течение пяти дней недели, нуждается в обстановке, которая удовлетворяла бы широкий спектр его потребностей. Желательно, в частности, чтобы эта обстановка была максимально приближена к той, с которой он сталкивается дома. Если это типично городской ребенок, привыкший видеть из окна своей комнаты здания, деревья на улице, двор с играющими в нем детьми, он будет чувствовать себя гораздо комфортнее в детском саду, наблюдая из окна примерно тот же вид, а не автомобильную стоянку или скоростное шоссе. Стабильность окружения дает ребенку раннего возраста ощущение уверенности и спокойствия.
Развитие его "Я" требует привычности и предсказуемости как в сигналах физического окружения, так и в межличностных отношениях.
Физическая обстановка детского сада должна отвечать стремлению ребенка к автономии и активности. Следует обеспечить возможность самостоятельного выполнения ребенком элементарных повседневных действий.
Расположенные в пределах досягаемости для ребенка вешалки, выключатели, книжные полки, оборудование в туалетах и т.п. служат этим целям. Если же помещение детского сада не приспособлено для этого, а средств на переоборудование нет в наличии, следует предусмотреть безопасные подставки и лесенки.
Потребность детей в физической активности требует соответствующей организации пространства. Детям нужно достаточно места для подвижных игр в плохую погоду (большая комната, гимнастический зал и т.п.). Это помещение не должно быть заставлено мебелью или тренажерами, не оставляющими детям шанса вволю побегать без риска получить травму. И не только бегать, но и прыгать, карабкаться и взбираться. Конечно же ребенку нужно предоставить возможность проделать то же самое на свежем воздухе.
"Садовских детей" нельзя причислить к категории лиц, слишком трепетно относящихся к мебели, стенам и обоям. Не следует их за это бранить, порождая чувство вины, тем более, что они все равно будут ломать, рвать и портить. Куда лучше при проектировании детского сада предусмотреть использование материалов, способных в течение длительного времени вынести физическую и творческую активность юных исследователей пространства. Хотя детей нужно предупреждать о необходимости бережного отношения к стенам и стульям, чрезмерное ограничение активности чревато формированием ощущения враждебности окружающей обстановки.
Достаточную возможность для проявления безудержной активности детей следует дополнять наличием зон для тихого отдыха и одиночества. Ребенку нужно место, где он мог бы уединиться от группы шумных сверстников, поиграть в одиночестве, просто "прикорнуть на минутку", причем - не только во время "тихого часа". Таким образом, дети учатся сверяться со своими "внутренними часами", уклоняясь от общения с окружающими, когда возникает желание от них отдохнуть.
Персонал
Требования к персоналу очевидно не менее значимы и разнообразны, чем к физической обстановке детского сада. Дети трех-пятилетнего возраста, прежде всего, нуждаются в постоянстве персонала. Лучше всего, когда по утрам ребенка встречают в детском саду одни и те же лица, помогая осуществить тревожный и напряженный для малыша переход из дома в детсад. Утром дети обычно несколько дезориентированы и напряжены, поэтому многие из них покидают домашний уют, мягко говоря, без охоты, а то и "с ревом". Знакомые лица в детском саду помогают ребенку снять чрезмерную тревогу. Идеально, когда одни и те же люди окружают ребенка на протяжении всего периода посещения детского сада, по крайней мере - не менее полугода. Учитывая протяженность дневного пребывания ребенка в саду, вряд ли возможно обеспечить присутствие одной смены персонала в течение всего этого времени. Работа с детьми очень утомительна, что порождает необходимость двухсменного режима для персонала. При этом лучше если смена происходит не резко, а постепенно. Скажем, персонал второй смены приходит к обеду и помогает первой смене, после чего та покидает детский сад.
Хотя бы один человек из обслуживающего персонала, например - заведующий детским садом, должен оставаться там на протяжении всего дня. Это обеспечивает преемственность в решении проблем, разворачивающихся с утра до вечера (какой-то ребенок неважно себя чувствует, в группе назревает конфликт между детьми и т.п.).
Постоянство персонала должно разумно сочетаться с его разнообразием. Имеется в виду, прежде всего, наличие в составе сотрудников, работающих с детьми, как женщин, так и мужчин. Последнее звучит весьма фантастично в наших условиях. Наличие в повседневном окружении ребенка как мужских, так и женских моделей поведения облегчает решение задачи половой идентификации и существенно расширяет диапазон видов игровой активности.
То же самое можно сказать о представительстве людей разных возрастов в персонале детского сада. Люди старшего возраста при этом обеспечивают потребности ребенка в зависимости и уходе, в то время как молодые сотрудники, студенты и вчерашние школьники, привносят в деятельность детского сада энтузиазм, энергию и свежие идеи. Они служат моделями для формирования "Я-концепции" ребенка.
Разнообразие личностей, с которыми ребенок сталкивается в детском саду, способствует развитию индивидуальных различий между детьми. Свойственная каждому ребенку пластичность настроения, а также вариативность характеров маленьких "клиентов" будут в этом случае подкрепляться, а не наказываться. Если ребенок сегодня печален и тревожен, ему нужны заботливость и ласка, которые он привык получать от своей бабушки. Тот же ребенок завтра может искать новых, активных форм приложения своей фантазии и безудержной двигательной силы, в чем ему скорее поможет молодой сотрудник воспитатель. В программе работы должны быть предусмотрены визиты и посещения детского сада интересными людьми, потому что дети любят гостей у себя дома. В любом случае желательно время от времени "разрушать" привычность и удручающую предсказуемость повседневной рутины.
"Идеология" детского сада
Люди, совместно разрабатывающие и осуществляющие проект детского сада, должны достичь согласия относительно его базовых целей. Физическая среда "идеального" детского сада призвана служить двум основным целям: отражать и усиливать присущее ребенку чувство принадлежности к местной общине и развивать самостоятельность и независимость, необходимые для последующего психологического развития ребенка.
Существование детского сада должно содержать следующие два основных "послания" ребенку. Во-первых, детский сад создан потому, что община признает высокую значимость трудового вклада его родителей, ценность их профессиональной деятельности. Тот факт, что его отец и мать заняты на работе, должен быть для ребенка источником гордости за них, а не поводом для тревоги или чувства неполноценности. Общество осознает свою ответственность за то, чтобы дети работающих родителей получили сполна любовь, заботу и поддержку, необходимые каждому достойному гражданину. Дети должны чувствовать, что детский сад принадлежит им, как членам общины, что он создан ради удовлетворения их потребностей. В результате, вместо того, чтобы чувствовать себя брошенными или оторванными от родителей, они учатся расширять диапазон своего доверия на всю общину в целом. Формирование в сознании ребенка представления о детском саде как "расширении круга семьи" может быть достигнуто различными способами. Уже было сказано о предпочтительности сходства "садовской" физической обстановки с домашней. Детям следует предоставить возможность совершать прогулки и путешествия по близлежащим улицам, паркам, памятным или интересным местам в окрестностях их "нового дома". Весьма полезен в этом смысле "обмен визитами" с группами из других местных детских садов, позволяющий детям убедиться, что не только они пользуются услугами детского сада.
Этим же целям служат контакты детей с жителями близлежащих домов, посещение семей своих друзей по детскому саду и т.п. Эти усилия помогут детям сформировать устойчивую связь между собственным опытом и своим местом в общине.
Второе "послание" детского сада ребенку должно выражать заинтересованность взрослых в развитии их независимости и самостоятельности. Эта задача содержит самый серьезный "вызов" персоналу детского сада. Ответственность сотрудников за большую группу детей, одновременно находящихся под их присмотром, зачастую порождает своеобразный консерватизм, тенденцию к серьезному ограничению активности детей и свободы их действий. Развитие самостоятельности, напротив, предполагает свободу экспериментирования и связано с определенным риском. Исключительно важно, чтобы ребенок "садовского" возраста имел возможность "пробовать что-то новое", даже если на этом пути его ожидают "синяки и шишки". Найти тонкую грань между свободой действий и зоной "гарантированной безопасности" - серьезная творческая задача для персонала. На самом деле дети не меньше нас, взрослых, озабочены своей безопасностью и при необходимости умеют беречь себя. Сотрудники детского сада, склонные к гиперопеке детей ради избежания малейшего ущерба их здоровью и безопасности, должны помнить, что психологическое развитие ребенка - процесс куда более хрупкий и уязвимый чем их физическое развитие.
Иным аспектом независимости является выражение тех уникальных свойств, которые характеризуют формирующуюся личность. Ситуация длительного вынужденного пребывания в группе чревата внедрением жестких норм конформизма. Строгие правила поведения в группе, как хорошо знают педагоги, облегчают управление и руководство ею, но подавляют проявления индивидуальности. Здесь вновь возникает задача найти "золотую середину" между строгой дисциплиной и неуправляемым шумным хаосом в классе или игровой комнате. Мы уже упоминали, что частично компромисс достигается разнообразием людей и видов активности, предусмотренных программой детского сада.
Особые усилия следует направить на то, чтобы поощрить детей к развитию их сильных сторон и в то же время внушить им мысль, что они "имеют право" на собственные слабости.
Окружение, призванное развивать независимость, должно одновременно с этим "нагружать" ребенка некоторыми обязанностями и чувством ответственности за происходящее. Дети должны чувствовать, что их присутствие в детском саду и их вклад в его работу являются весьма существенными и важными для общины. Пусть дети работают в саду, ухаживают за цветами и растениями, участвуют в приготовлении и сервировке обеда, расставляют столы и стулья; ребенку следует предоставить участок пространства, который он сможет украсить по своему вкусу (ящик для одежды, например); дети могут участвовать в уборке помещения, вытирать пыль, помогать взрослым в мытье окон и зеркал, работать с пылесосом и т.д. Сферой самовыражения детей может стать планирование игр и занятий для всей группы, составление открыток и посланий товарищам по группе, которые не посещают детский сад по болезни, посещение лечебных учреждений и домов престарелых с выступлениями перед их обитателями. Это далеко не полный перечень видов реального участия ребенка в жизни общины, позволяющих ему испытать чувство компетентности, столь необходимое для подлинной независимости.
Чтобы не возникло впечатления акцента на индивидуализме в проекте "идеального детского сада", стоит упомянуть важную роль ситуации "группового сотрудничества" для детей 3-4 летнего возраста. Удовлетворение потребности в независимости и автономии должно сопровождаться коллективными действиями, которые помогают ребенку преодолеть чрезмерный эгоцентризм. В ходе повседневного взаимодействия со сверстниками ребенок учится конструктивному сотрудничеству, сопереживанию, учету интересов и потребностей других людей, выражению симпатии и сочувствия, а также и "сорадованию", что может быть еще трудней. ("Сорадование, а не сострадание создает истинных друзей" - писал Ф.Ницше). Когда независимости ребенка ничто не угрожает, он обретает истинную возможность заглянуть за пределы собственных потребностей и предвидеть интересы и намерения других. Если в "идеальном детском саду" удается выработать подобный опыт межличностного взаимодействия, это означает, что общество бросает зерна подлинно гуманистической морали в благодатную почву.
Петр Лунев, руководитель психологической службы группы компаний "Ист Лайн"
Источник: РОЛ