Наблюдение за большой яркой игрушкой.
Цель занятия:
вызвать у ребенка фиксацию игрушки взглядом.
Над малышом, лежащим в кроватке, укрепляют на фоне светлого потолка большую яркую игрушку, которую он может рассматривать, останавливая на ней свой взгляд.
Взрослый ласково говорит с ребенком об этой игрушке («Ах, какие шарики!»). Ребенок замирает, сосредоточивается на предмете. У более старших детей эта реакция может переходить в «комплекс оживления».
Слежение за движущейся игрушкой.
Цель занятия:
побудить ребенка следить глазами за перемещением игрушки.
Для этого занятия нужны игрушки, сомасштабные по величине размерам человеческого лица, а также помельче (но не совсем мелкие).
Взрослый должен сначала эмоционально подготовить малыша, ласково поговорив с ним, ласково похлопав легонько по ручке, спинке.
Вызвав у ребенка хорошее настроение, ему показывают игрушку. Заметив, что малыш смотрит на предмет, который следует держать над ним на расстоянии 50—60 см (иногда можно поднимать и выше), взрослый начинает медленно перемещать его, побуждая ребенка следить за игрушкой глазами до ее исчезновения из поля зрения.
Упражнение следует повторить несколько раз. На первых занятиях ребенок находится в горизонтальном положении (лежа на спине), на последующих — в вертикальном (на руках у воспитателя).
Поиск звучащей игрушки.
Цель занятия:
научить ребенка прислушиваться к различным звукам, отыскивать источник звука.
Ребенку показывают звучащую игрушку, затем прячут, про¬должая вызывать ее звучание. Взрослый оживленно спрашивает: «Где погремушка? (Куда улетела птичка? и т. п.)». Хотя ребенок и не понимает слов взрослого, но в этой игровой ситуации начинает прислушиваться к звучанию исчезнувшей погремушки, ищет ее глазами.
При правильной ориентировке или для активизации поиска взрослый показывает игрушку малышу, а затем снова прячет ее, но уже с другой стороны.
«Подержи игрушку!»
Цель игры:
вызывать у ребенка ощущение различных свойств поверхности игрушек.
Взрослый вкладывает ребенку в руки небольшие объемные предметы продолговатой формы, выполненные из яркой ткани разной фактуры: атласной, махровой, шерстяной и пр.
Помимо тканевых, можно использовать пластмассовые, деревянные округлые предметы.' Вложив игрушку в руки ребенка, взрослый говорит с ним, эмоционально активизирует его, отбирает вкладыши и дает их вновь. Нужно следить, чтобы тканевые вкладыши были чистыми. Их нельзя давать ребенку вновь после падения на пол или на землю — сначала нужно постирать.
Методические материалы по занятиям с детьми раннего возраста.
Н.С. Карпинская.
Федорова Людмила, воспитатель детского сада