Если нормальный ребенок почти двух лет не проявляет потребности заговорить, надо провести наблюдение типичного для него дня. Желательно выяснить, пытается ли ребенок общаться со взрослыми посредством любых звуков или жестом. Если у него не получается общение со взрослыми, возможно, он пробует установить контакт с другими детьми. Если малыш хочет как-то общаться, то в ближайшие месяцы могут появиться слова. Если в период от полутора до двух лет ребенок хорошо развивается в других отношениях, то возможно, что энергия уходит именно на это, а не на язык. Однако если ребенок достиг двух с половиной лет, то отсутствие речи должно настораживать, независимо от того, насколько он продвинулся в остальном или насколько выразительно его бессловесное общение. Ребенок своим поведением может показать, что понимает определенный объем того, что ему говорят. Это может быть признаком, свидетельствующим, что он уже явно учится языку у других и слушает. Но если уже прошло несколько месяцев после второго дня рождения, все же закономерно ожидать речи и от него самого.
Исходным для каждого ребенка является его предыдущий опыт. Специальные игровые занятия с такими детьми могут дать желаемый эффект. Для кого-то из детей может потребоваться до или во время занятий особый подход. Малыш, воспринимавший взрослую речь в основном как упреки в свой адрес, должен усвоить, что некоторые взрослые разговаривают вместе с ребенком и хотят слушать его. У ребенка, испытывающего немалое давление со стороны взрослых, страх допустить ошибку может пересиливать желание говорить и, следовательно, лишить его любого шанса на успех и радости познания. В этом случае требуется много одобрений, отсутствие всякой критики и, прежде всего, несложная игра, в которой малыш легко сможет преуспеть. Если ребенок, не умеющий говорить, невосприимчив в целом или реагирует лишь на определенные звуки, необходимо проверить его слух. Очень-трудно оценивать слух в период до трех лет, поскольку внимание в таком возрасте ограниченно. Тут надо выявить, не слышит ребенок или не желает слушать. Но несмотря на трудности, необходима добиться проверки слуха, если есть подозрения о частичной или полной его потере. Чем раньше это обнаружится, тем быстрее можно скорректировать работу с малышом или же снабдить его слуховым аппаратом.
Побуждать ребенка выучивать простые слова можно, выделяя специальное время на игровых занятиях. Занятия, на которых происходит знакомство со словами, должны быть приятными малышу и заключать в себе значительный шанс на успех, чтобы последний стимулировал ребенка. На этой начальной стадии игра принесет наибольшую пользу, если ребенок учит названия предметов, которые достаточно доступны для его восприятия. Это дает детям возможность попрактиковаться.
Хороший начальный набор пособий для детей, которые пока не говорят или только учатся говорить, должен включать пять-шесть знакомых предметов и картинок с изображением тех же предметов. Это могут быть кукла, чашка, ложка, игрушечный автомобиль, книжка, расческа или другие объекты, которые малыш видит каждый день. Подобрать соответствующие картинки очень легко - вырежьте отдельные страницы из книжек серии "Божья коровка", в которых печатается одна четкая картинка на каждой странице. Для более долгого пользования наклейте их на картон и оберните прозрачной пленкой. Есть много способов использования таких наборов предметов и картинок.
Некоторые дети с готовностью и удовольствием воспринимают простые вопросы и ответы товарищей. Задавать вопросы можно по-разному, чтобы выявить уровень речи и понимания ребенка. Если показывают картинку или предмет и спрашивают: "Что это? " или "Как это называется? ", то ожидают, что ребенок даст правильное название. Однако малыш может и без слов показать, что знает название предмета. Так, на вопрос "Где мишка? " или просьбу "Покажи мне чашку" он указывает пальцем или берет предмет (картинку) в руки. Если, по мнению взрослых, ребенок чрезвычайно застенчив, то неплохо построить вопрос таким образом, чтобы он мог сам выбрать форму ответа. Если взрослые чувствуют, что на ребенка прежде оказывалось давление, то целесообразнее не задавать прямых вопросов. Но это не значит, что взрослым следует молчать, они могут разговаривать о занятии и действиями показывать, какую игру предлагают. Дети с ограниченной, речью могут понять то, что требуется, после нескольких показов, например простого сравнения или классификации предметов.
Другим способом начала обучения простым словам является сопоставление знакомого детям предмета с его изображением на картинке. Сделать это очень просто путем ограничения числа возможных картинок до двух-трех. В несложном разговоре с ребенком взрослый знакомит малыша с названием каждого предмета и его изображением. Еще одна простая игра: ребенок получает задание рассортировать набор игрушек так, чтобы машины попали в одну коробку, ложки в другую и т. д. Картинки можно разрезать пополам и смешать несколько штук, чтобы получилась простейшая головоломка. Ребенок составляет верхние и нижние части, а взрослый называет предметы, стараясь первое слово предоставить маленькому партнеру по игре, если он к этому готов. В любом из данных примеров речь взрослого должна быть простой и состоять из повторяющихся ключевых слов, без ненужного давления на ребенка ("А теперь поищем мишку. Хорошо, ты нашел мишку. А вот и ложка"). В дальнейшем потребуются два набора одинаковых картинок - один на планшете, а другой в виде карточек лото. Сопоставление свободных картинок с такими же картинками на планшете может продемонстрировать взрослый: от ребенка не требуется понимания слов, необходимых для объяснения правил. Малыш, усваивающий отдельные слова, пользуется одним планшетом при помощи взрослого; вряд ли он справится с игрой в лото с другими детьми.
Главное в этих играх, чтобы они были простыми. Когда у ребенка появятся интерес к играм и уверенность в себе, взрослый сможет использовать игровые материалы и обмениваться с детьми вопросами и ответами для расширения их лексикона.
По материалам сайта Бэбихелп http:/www.babihelp.kiev.ua