Рассматривание красочных игрушек.
Цель занятия:
способствовать формированию у ребенка ориентировочных реакций на игрушки, различающиеся своим внешним видом.
Взрослый показывает ребенку различные игрушки: на первом занятии одну, на повторных две, затем не более трех сразу. Игрушки могут быть резиновыми, пластмассовыми, латексными, тканевыми или деревянными типа погремушек, колец, с шаром, разнообразных крупных подвесок, фигурок различных животных и др.
Демонстрируя предмет, взрослый:
-добивается, чтобы ребенок увидел игрушку;
-поводит ею над малышом или около него;
-касается ею ребенка, заигрывая с ним;
-прячет предмет и побуждает младенца, ориентируясь на его звучание, отыскивать спрятанное. В конце занятия можно вложить ту или иную игрушку в руки ребенка.
Возьми игрушку.
Цель игры-занятия:
побуждать ребенка брать игрушку и удерживать ее.
Сначала взрослый дает ребенку игрушки из рук в руки и помогает удерживать. Если это не вызывает у малыша затруднений, можно усложнить игру: подвешивать игрушки над грудью ребенка на специально устроенном кронштейне.
Игрушки должны быть удобными для захвата, удерживания и манипулирования ими (кольца, вкладыши цилиндрической формы, шарики с выпуклостями, с дырочками и т. п.).
Возьми игрушку с другой стороны.
Цель занятия:
побуждать ребенка брать игрушку из разных положений.
На этом занятии взрослый использует два взаимодополняющих приема: неоднократно дает ребенку игрушку, протягивая ее то прямо, то сверху, то сбоку, то снизу; дает малышу возможность взять предмет из разных положений: лежа на спине, лежа на животе, сидя на руках у другого взрослого, сидя на руках у педагога. При этом взрослый эмоционально общается с ребенком, сопровождая свои действия речью.
Возьми две игрушки.
Цель занятия:
побуждать ребенка брать в каждую руку по игрушке, одновременно удерживая их.
Данное занятие, как и все предыдущие, требует неоднократного повторения. На первых занятиях взрослый вкладывает ребенку в каждую руку по игрушке. Они должны быть удобными для удерживания.
Лучше всего использовать нетолстые кольца, тканевые вкладыши, погремушки с ручкой, выполненной из плотного, негибкого материала. Следует заметить, что погремушки на гибкой петле вообще неудобны ребенку и применять их нецелесообразно.
Игрушки, которые малыш зажал в обоих кулачках, взрослый может шутливо отнимать у него и давать вновь. Этим приемом обеспечивается отработка навыков захватывания и удерживания предметов.
Игру можно усложнить, подвесив игрушки на кронштейне. Если две игрушки закрепить на тесьме так, что при взятии одной из них другая будет ускользать, го малыш сначала под воз действием взрослого, а потом и самостоятельно будет пытаться взять оба предмета одновременно в обе руки.
Вначале можно :подвешивать два кольца, различающихся по цвету, или два шарика, удобных для захвата, в дальнейшем это могут быть и две разные игрушки: шарик и кольцо, фигурка и кольцо (шарик) и т. п.
Дотянись до игрушки, возьми ее.
Цель занятия:
привлекать внимание ребенка к игрушкё, вызывать у него стремление дотянуться до нее и взять из положения «лежа на животе»
Для этого занятия нужны игрушки, особенно привлекательные своим внешним видом, хорошо заметные на фоне той поверхности, на которой лежит ребенок, удобные для захвата рукой. Например, мягкие латексные шарики, обшитые махровой яркой тканью; крупные погремушки; надувные игрушки; блестящие цилиндры, различные толстые кольца.
Взрослый активно побуждает ребенка достать игрушку. Если малыш тянется с видимым усилием, ему можно помочь, пододвинув предмет или даже дав его в руки.
На повторном занятии следует добиваться, чтобы у ребенка возникало стремление к игрушке и его попытки достать ее были все более самостоятельными и успешными.
Возьми игрушку.
Цель занятия:
побуждать ребенка самостоятельно подползти к игрушке и, взяв ее в руки, действовать с нею.
Занятие проводится по тому же принципу, что и предыдущее, но взрослый не приближает к ребенку предмет, а время от времени легонько отодвигает его, стимулируя таким образом активное передвижение малыша по направлению к игрушке.
Взяв игрушку, малыш нередко отталкивает ее и вновь ползет к ней. Взрослый, используя положительный эмоциональный настрой ребенка, не только добивается двигательной активности (ползания), но и побуждает малыша действовать активно с игрушкой, перемещать ее, ориентироваться на ее местонахождение.
Методические материалы по занятиям с детьми раннего возраста.
Н.С. Карпинская.
Федорова Людмила, воспитатель детского сада