Живет на свете тринадцатилетний мальчик Павлик. Тихий, скромный, неприметный. Семью, в которой он растет, вряд ли можно назвать неблагополучной. Хотя живут эти люди очень скромно — месяц за месяцем, что называется, «сводят концы с концами», не Бог весть как, но исправно одевают-обувают и кормят двоих детей — Павлушу и его маленькую сестренку Машу. И вот недавно открылась на первый взгляд невероятная правда. Павлик ворует. Причем не из дома. Но вот гости после посещения этой семьи обязательно чего-то не досчитывались. Жаловались и одноклассники Паши: у кого из кармана куртки в школьной раздевалке пропадут деньги, у кого прямо из портфеля в классе что-то исчезнет. Однажды воришку подкараулили, поймали «с поличным», и он очутился в Инспекции по делам несовершеннолетних. Именно здесь родителям Павла посоветовали обратиться за психологической помощью, что они и сделали.
Когда они пришли ко мне впервые, мальчик всем видом как бы хотел сказать: «Видели бы вы меня здесь, если б меня не привели сюда силком!..» А отец с порога брякнул: «Вы только посмотрите на него: учиться не хочет да еще ворует — нас с матерью позорит!»
«Да, непросто живется мальчишке!» — подумала я и попросила родителей Павлика подождать за дверью. А когда они вышли, попыталась «разговорить» подростка. Начать решила с какой-нибудь отвлеченной темы, чтобы ребенок разговаривал пусть и не очень охотно, то хотя бы без явно выраженной неприязни. Важно было с самого начала понять, что с парнишкой происходит, и уже потом оценить обстановку. А затем, поговорив с родителями, по другой, «недетской», схеме — назначить поэтапное «лечение». По опыту знаю, что чаще всего «лечить» приходиться всех членов семьи одновременно.
И вот, поговорив с мальчиком и его родителями, я поняла, что причина воровства Павлика… недостаток любви. Родители в общем-то неплохие люди, но уже давно не понимают друг друга. Отец едва замечал мать, а та, тоже обделенная вниманием, частенько срывалась на детях. Павлика никогда ни за что не хвалили, а только ругали. И он стал красть у одноклассников и знакомых деньги, чтобы купить на них всякие безделушки, сладости — все то, что другие дети получают от пап и мам как знак родительской любви. Иными словами, ребенок изо всех сил пытался компенсировать материально то, чего недополучал морально.
С Павликом мы встречались каждую неделю в течение девяти месяцев. И мальчик воспрянул духом и даже захотел учиться. Как это случилось? Тогда, еще во время первой беседы, я завела разговор о мечте. Это очень благодатная тема: ее всегда можно повернуть в нужное русло, выясняя, как именно человек собирается идти к своей мечте. И, сам того не замечая, подросток начинает планировать свою жизнь. Ни один ребенок не мечтает стать преступником. Павлик, например, с жаром рассказывал о своем увлечении футболом, что он хочет стать спортсменом. И вдруг осекся: «Одно плохо — если со мной что-то случится (со здоровьем. — Прим. авт.) или спортклуб разорится, куда я пойду?» Так впервые за свою непродолжительную жизнь ребенок задумался о будущей профессии.
Постепенно Павлик одержал победу над собой и неблагоприятными обстояельствами. Он выполнял мои задания и видел хорошие результаты — и в школе, и дома. Одним из последних этапов работы было тестирование его домочадцев, причем делал это сам мальчик. Он попросил всех домашних уделить ему пятнадцать минут времени — и никто ему не отказал. Даже папа поднялся с любимого дивана. Павлик раздал всем листочки бумаги и дал задание: написать, что они видят хорошего в себе и в каждом из своих близких. Этот тест помог членам семьи по-новому взглянуть друг на друга, а родители наконец-то увидели в своих детях не только плохое.
Евгения Морозова
Источник:АИФ