Программа “ЛЕТО”

Программа “ЛЕТО”
ФОТО: parenting.ru

Вот несколько простейших методик, которые не потребуют больших усилий и капиталовложений, но помогут вам организовать летом здоровую счастливую жизнь ребенка в семье и избежать крупных ошибок.

Одна из самых несложных и классических — методика профессора Лазарева: прогулки на свежем воздухе, максимальное увеличение двигательной активности, закаливание водой, культура питания, культура общения... На первый взгляд, ничего нового в этих постулатах нет. Но многие ли дети могут похвастаться таким здоровым образом жизни?

Одна из основных целей методики Лазарева — активизация двигательной активности детей. Ведь модное в 80-х годах слово “гиподинамия” не только не потеряло своей актуальности, но проблема эта, пожалуй, стала сегодня еще более острой. Ведь теперь и школьная нагрузка увеличилась многократно, и к телевизору прибавился компьютер. Да и малышей-дошкольников родители предпочитают засадить дома за тихие занятия: книжки, рисование, настольные игры, лишь бы малыш не носился по квартире.

Во многих семьях наказанием для ребенка является лишение прогулки, игр с друзьями. В результате дети реализуют свою потребность в движении лишь на 12 процентов. А ведь врачам давно известно, что если ребенок не выбирает свою индивидуальную норму суточной активности, его нерастраченная энергия накапливается, давая выход всевозможным “болячкам”, не только физическим, но и нервно-психическим.

Как же определить эту индивидуальную норму? Она зависит от типа нервной системы. Родителям нет нужды точно определять ее, просто надо стремиться, чтобы малыш играл, бегал, прыгал столько, сколько ему хочется, пусть даже это будет в ущерб дисциплине и занятиям.

Другая проблема — организация игровой активности. Психика ребенка настроена на быструю смену разных форм активности. Малышу просто трудно надолго сосредоточиться на каком-то одном виде деятельности. А родители, как правило, настойчиво заставляют его: сначала доделай это, а потом возьмешься за другое. Сначала дочитай, дорисуй, дострой, дорешай, доешь, а уж потом пойдешь бегать... А ведь даже в течение прогулки на свежем воздухе необходимо проводить несколько серий интенсивного бега, прыжков в высоту — “А ну-ка, кто быстрее добежит вон до того дерева!”, “Кто достанет до самой высокой ветки!” То есть надо почаще активизировать ребенка, как говорится “разгонять кровь”.

В последние годы растет количество детей с нарушением осанки — от 30 до 80 процентов наших детей страдают ими. Причина — недостаточное (опять же из-за малоподвижности) развитие мышечного корсета, поддерживающего расправленные плечи, прямо поднятую голову, прогнутый позвоночник и т.д. Медиками прослежена тесная взаимосвязь между нарушениями осанки и остроты зрения — это ведь тоже мышечная слабость.

Поэтому во время домашнего досуга вашего ребенка воспользуйтесь методикой профессора Базарного. Состоит она из очень простых упражнений для мышц глаз, проводить которые можно прямо во время рисования, чтения, выполнения летних заданий, перед телевизором и компьютером. Окулисты считают, что острота зрения у детей нарушается, когда они начинают подолгу просиживать, глядя на экран из одного и того же положения, подолгу не меняя позы. Упражнения Базарного как раз с этим и борются.

Например, разучиваете глухие и звонкие звуки (или четные-нечетные числа). Или играете в какую-нибудь игру. Договоритесь с ребенком, что одни (например глухие, четные или персонажи игры) живут в правом верхнем углу комнаты, а другие (звонкие, нечетные) в левом. Определяя звуки, пусть ребенок обращается глазами то в один верхний угол комнаты, то в другой. Не отрываясь от темы, ему поневоле придется водить глазами, поворачивать голову, то есть тренировать мышцы глаз, шеи и т.п.

Другое упражнение состоит в том, что ребенок пишет в тетради или рисует, лепит, то сидя, то стоя. Такая смена позы каждые несколько минут очень полезна позвоночнику и глазам, и не мешает сосредоточиться на деле.

Еще одно известное упражнение состоит в том, что на оконное стекло прикрепляется какое-нибудь яркое пятно. Вы побуждаете ребенка смотреть то на пятно на стекле, то на какой-то предмет далеко за окном (листья на дереве, машину на дороге, людей или животных, предметы различных цветов — в зависимости от темы урока). Такое упражнение считается очень эффективным для улучшения зрения и снятия напряжения.

Автор методики отмечает, что прежде чем начать занятия необходимо определить индивидуальную рабочую дистанцию для ребенка, то есть расстояние до предмета, на котором он лучше всего видит.

Однако в первую очередь психологи советуют родителям уделить летом наибольшее внимание социальному здоровью ребенка. Это атмосфера его семьи, взаимоотношения с вами. Ведь то, что мы, взрослые, считаем незначительным, а подчас не замечаем вовсе — для ребенка жизненно важно. Например, хоть один день в неделю в течение учебного года ребенок должен проводить целиком с родителями. Для него это незаменимый отдых, расслабление нервной системы, надежда на защиту. Ну, а лето — это повод побыть вместе несколько недель подряд.

Особого внимания требуют дети, чье рождение было связано с какими-то трудностями. Маме надо учесть, что если была беременность с токсикозами, патология родов, болезни ребенка на первом году жизни, если кто-то из родителей имел онкозаболевания, заболевания крови или частые простуды, то уже у ребенка есть фактор риска по физическому и нервно-психическому здоровью. Такой малыш рождается с незрелой иммунной системой. Дозревать она будет лет до 10-12, поэтому к такому ребенку необходимо соблюдать щажение во всем: подольше спать, побольше играть, максимум любви и внимания окружающих — не надо бояться избаловать его.

Нина ШЕМЯКИНА, педагог-методист.

ребенка активности детей ребенок зрения состоит необходимо индивидуальную дети малыш прогулки проводить упражнение

ребенка активности → Результатов: 5 / ребенка активности - фото