Для себя я решила так: всему свое время. Уже в декретном отпуске дописав последнюю статью, я облегченно вздохнула, родила и собралась как минимум год заниматься исключительно детьми.
Поначалу так и было: в первый месяц я выбирала имя младшему и привыкала к. мысли, что -их теперь двое; во второй месяц, заканчивала четверть со старшим, в третий месяц делала что-то еще.. Но затем со мной стали происходить какие-то странные вещи. Я убрала на антресолях (что планировала сделать не раньше выхода на пенсию) и начала разгадывать кроссворды.
Я стала всерьез подумывать о написании диссертации, но вместо этого как-то вечером предложила старшему сыну сделать ремонт. Он с энтузиазмом поддержал эту идею, и за час до прихода мужа с работы мы успели отодрать метра три штукатурки в прихожей. А после того, как по вечерам я стала обсуждать с супругом программы различных политических партий, он не выдержал и сказал: "По-моему, тебе пора на работу!"
Периодически меня одолевают сомнения: правильно ли я сделала; что пошла работать, имея грудного ребенка? Но ведь я знаю много женщин, которые также, как и я, и работают, и за малышом ухаживают, причем делают это не в ущерб одно другому. Значит, это все-таки возможно. И я попросила их рассказать, как им у дается совмещать два таких важных занятия.
"Я - СИЛЬНЫЙ ЧЕЛОВЕК"
Лена, 28 лет, журналист: "Проработав после института два года, я решила рожать. К тому времени я уже пять лет была замужем и понимала, что с годами мне будет все труднее на это решиться. Когда моему сыну исполнился месяц, ко мне пришел старый знакомый и радостно сообщил: "У меня для тебя есть классная работа". Я многозначительно показала на детскую коляску. Но он сказал, что одно другому не мешает, и я смогу работать дома. Некая общественная организация хочет выпускать свою газету и ищет редактора. В то время мой муж перешел на госслужбу, зарплату ему вовремя не выплачивали, мое пособие составляло 108 тысяч карбованцев, а пачка детского питания стоила 800 тысяч...
Словом, обстоятельства подталкивали, и я согласилась. Я работала не каждый день, но стучались авралы, и тогда приходилось сидеть по ночам. К тому же мне надо было сдавать свою работу. Я сажала ребенка в коляску или рюкзачок, собирала бумаги и шла в офис. До сих пор помню эти обледеневшие ступеньки, по которым я тащилась. Да, когда я выходила на работу, основным фактором для меня был материальный. Но поскольку это была работа по специальности, она мне очень много дала в профессиональном плане.
У меня появилось ощущение уверенности в себе. Мне повезло: сын рос спокойным. Конечно, это не означало, что я все время работала и совсем не занималась им. Я делала все то же, что и любая другая мама, но, скажем, по первому крику я к сыну не бежала, не носила его на руках с утра до вечера. Я не могла понять тех мам, которые сначала сами не спускают детей с рук, а потом жалуются, что их ребенок избалован. Благодаря своей работе я избежала этих проблем, так что сыну она тоже пошла на пользу - он вырос спокойным и самостоятельным мальчиком.
То, что я, имея грудного ребенка, работала, доказывает, что я - сильный, самодостаточный человек. Если у меня нет денег, мне лучше их заработать, чем экономить. Есть, правда, у этой ситуации и свои недостатки. У моего мужа появилось твердое убеждение, что все свои проблемы я могу решить сама, и он... самоустранился.
Да, я все понимаю - госслужба, так сложились обстоятельства, но он же мог, как мужчина, что-то предпринять, а не ставить меня перед фактом: крутись как хочешь! Тогда я поняла, что должна рассчитывать только на себя. Для жизни, я считаю, это правильное убеждение, но в семье... Мне хотелось бы, чтобы меня пожалели, посочувствовали. Муж же совершенно расслабился, и когда ребенку исполнилось два года, просто сказал: пора, мол, работать по-настоящему. Хотя, с другой стороны, я не понимаю женщин, которые в жизни рассчитывают только на мужа. А если завтра он встретит другую, а у тебя ни работы, ни образования, как ты будешь выкарабкиваться?
Так что, может, это мне сейчас кажется, что основным фактором для меня был материальный. Ведь можно все иметь - и выть по вечерам от тоски, а можно добиваться успеха в чем-то одном - и быть сумасшедшее счастливой. Моя работа дает мне чувство внутреннего комфорта и удовлетворения. Я поняла для себя главное: чтобы чувствовать себя в жизни уверенно, мне нужно работать''.
Возможно, кто-то скажет: легко работать дома. А попробовала бы Лена, имея грудного ребенка, отсидеть в конторе с девяти до шести! Ну, во-первых, работа бывает разная, а хорошо работать нелегко везде. А во-вторых, примеров, когда молодые мамы заняты полный день, сейчас тоже предостаточно.
"Я ВЫШЛА НА РАБОТУ КОГДА ДОЧКЕ БЫЛО ДВЕ НЕДЕЛИ..."
Маша, 27 лет, дизайнер: "Старшая дочь уже пошла в школу, когда родилась младшая. Со старшей буквально на руках я заканчивала институт. Просила присмотреть за ней бабушек, соседок - и выскакивала на лекции. С полутора лет дочку уже можно было оставить на пару часов дома одну.
Сессию мы сдавали вместе, При всем при этом я до девяти месяцев кормила ее грудью. Со второй дочкой, как и с первой, я собиралась посидеть месяца три. На работе (я работаю в инофирме) с пониманием отнеслись к моему решению. Кстати, долгое время никто из сотрудников ничего не знал о моей беременности, и только при случае я все рассказала своему директору.
Родила я чуть ли не "в обеденный перерыв". Как-то часа в четыре ушла, предупредив, что, наверное, сегодня уже не вернусь. А на следующий день позвонила и сообщила: "Извините, я сегодня на работу не приду - у меня ночью ребенок родился". На работу я собиралась выйти через несколько месяцев, в зависимости от того, сколько буду дочку кормить грудью. Но получилось иначе. В первый раз я появилась в офисе, когда моей дочери исполнилось две недели (молока совсем не было, и я могла располагать временем). У меня тогда не было телефона, и через мою маму с работы передали, что мне нужно явиться, чтобы чтото уточнить. Я решила не звонить, а съездить. Потом подъехала еще на часик, потом - на два, а когда дочке исполнился месяц, я уже работала полный день. Конечно, мне очень помогло то, что к тому времени мои домашние тылы были прикрыты - у меня была домработница. Она и старшей дочерью занималась - забирала ее из школы.
Не могу сказать, что я вышла на работу из-за денег. Просто я занимаюсь тем, что мне нравится. Муж, стиснув зубы, согласился с моим решением. По-моему, нет ни одного мужчины, который бы воспринял такой шаг своей жены совершенно спокойно. Даже у меня внешне все выглядит прекрасно, но я чувствую, что для супруга было бы лучше, если бы я была дома. Хотя детям, по-моему, это идет на пользу. Старшая выросла самостоятельным человеком. С младшей, правда, сейчас начались проблемы. Раньше дочке было все равно: помашу ей ручкой - и никаких претензий.
А теперь, когда дочери исполнился год, она стала капризничать, хочет быть с мамой. При моем образе жизни дети, естественно, начинают тосковать без мамы, поэтому выходные я стараюсь полностью посвящать им. Правда, потом, в понедельник, тяжело идти на работа..."
Можно привести еще много подобных примеров. Я могу рассказать о своей подруге, альтистке Анике, которая улетела в Австралию на гастроли, когда ее дочери было четыре месяца. Могу вспомнить и нашу коллегу, ассистента главного редактора Таню, которая, уйдя в декретный отпуск, вдруг поступила в институт.
Но, думаю, это не добавит ничего нового к уже сказанному, а именно: не обязательно выбирать - ребенок или работа. И то, и другое может очень мирно уживаться вместе. Конечно, если у вас неинтересная работа, а начальник - самодур, если вы - домашний человек, декретный отпуск для вас - именно то, что вам нужно. Но если вы любите свое дело, начальник - милейший человек, а вы - деятельная особа, выходите на работу.
Если вы найдете хорошую няню, которой сможете полностью доверять, то ребенок не пострадает от того, что вы вернетесь к привычному образу жизни. (Некоторым помогают и бабушки, но, по-моему, няня все-таки лучше). Конечно, никто не говорит, что при этом у вас не будет проблем. Но неужели вы думаете, что их не станет, если вы будете безвылазно сидеть дома (хоть с ребенком, хоть без него)? К тому же проблемы проблемам рознь. Лучше уж не знать, где взять время, чем не знать, куда его деть.
Ирина ПШЕНИШНЮК,
журнал Натали