Данная методика рекомендуется преимущественно для обучения детей в возрасте 5-8 лет, но может быть полезна и для обучения детей более старшего возраста. Формирование картины отражения сознанием объективной действительности требует активной работы всех сфер психической деятельности, но особую роль в этом играют аналитико-синтетические мыслительные процессы. С их участием происходит перекодировка воздействия окружающей человека среды (физической и вербальной), образование абстрактных понятий, выработка адаптивного поведения. Сложности обучения детей с недостаточностью этой функции бывает трудно понять. Ребенок может выбрать цвет по подобию (зеленый к зеленому), он их зрительно различает, но запомнить названия цветов, несмотря на многократное повторение не может. Процессы перекодировки внешней информации с формированием понятий не происходит. И этот ребенок как человек без зубов, которого кормят большими кусками. Еда есть, ее дают, но съесть почти невозможно. Чтобы еда попала внутрь, нужно подождать, пока вырастут зубы или по-другому приготовить пищу, сделать ее мягкой. Эта методика и предназначена для того, чтобы ребенок с большей легкостью усваивал понятия.
Главное в проведении данной методики: наличие разноцветного объемного, понятного для ребенка предмета, активное включение в процесс взаимодействия с этим предметом различных анализаторов – тактильного, зрительного, слухового, обонятельного, вкусового, использование навыков которыми ребенок владеет – рисование, вырезание, черчение, наклеивание, собирание в целое. Постоянно меняющийся процесс (для ребенка – игра) позволяет удерживать внимание и интерес. Обычная длительность проведения составляет от 20-30 минут. Если обучаемый ребенок быстро устает, время занятия сокращается.
Собственно методика состоит из несколько достаточно хорошо очерченных этапов:
1. “ Пощупай “ – Берется объемная фигура различного размера (желательно с лист 11 формата) изображающая знакомый ребенку реальный предмет или существо. Предмет ощупывается, называются части предмета, сам предмет, цвет различных частей предмета. Все что можно кратко рассказать ребенку о предмете – рассказывается.
2. “ Игра “ – Данным предметом играют с ребенком, вовлекая его в совместные манипуляции. Игра сюжетно оформляется. Главное чтобы ребенок проявил свои чувства к предмету (страх, тревогу, радость, злость, удивление).
3. “ Рисование “ – Предмет кладется на бумагу и обрисовывается педагогом или обучаемым, или вместе, рукой ребенка. Выделяются части предмета, они раскрашиваются самим ребенком или с помощью педагога. В процессе рисования повторяется все, что говорилось на 1 этапе.
4. “ Разрезание “ – Проводятся линии по поверхности рисунка, делящие его на части. Линии могут быть любые – прямые, кривые, волнистые, замкнутые. Ножницами разрезают рисунок на части по этим линиям.
5. “ Собери мозаику “ – Части рисунка перемешиваются. Далее ребенок с помощью подсказок взрослого (называние части изображенного предмета, цвета, тактильных ощущений, функциональных назначений – чем ест?) собирает части рисунка в целое. Берется новый лист бумаги, и на него наклеиваются части рисунка. Процесс наклеивания может быть самым трудным для проведения, требует хорошего удержания зрительного образа рисунка, владения навыками мелкой моторики. Педагог может сам наклеивать, но ребенок должен ему помогать (подать нужную часть, намазать клеем листок бумаги, поплотнее прижать наклееный листок).
6. “ Заключительный “ – Называются повторно части предмета, цвета, функциональная принадлежность частей. Названия частей предмета и цветов желательно надписать на наклееном рисунке.
Особенности проведения:
1. Важно провести всю методику целиком. Если ребенок быстро устает, то основную часть работы берет на себя взрослый. Может случится так, что весь процесс будет делать вначале только педагог, затем он будет включать помощь ребенка и расширять ее до степени практически его самостоятельной работы.
2. Необходимо чтобы ребенок видел результаты своего труда, а не труда взрослого. Поэтому пусть линии будут неточными, пусть части будут кривыми, пусть они будут наклеены друг на друга, – но важно, чтобы это сделал сам ребенок. В дальнейшем он сам реально увидит, то, что у него все лучше получается.
3. Обязательным является привлечение родителей к использованию данной методики, обучение их принципам ее проведения, с переносом занятий в домашние условия.
Эмоциональное восприятие предмета, изучение его с активным использованием всех анализаторов, включение в сюжетную игру, перенос объемного восприятия на плоскость, манипуляции с частями нарисованного предмета, постоянная постановка задач ребенку педагогом (скажи, проведи, собери, наклей) с использованием для решения этих задач только что проговоренного материала, многократное проговаривание позволяют обучаемому легче связать свойства предмета, его качественные и количественные особенности, в единое целое. Научившись быстро и правильно выполнять эту методику с одним предметом, ребенок хорошо выполнит ее и с другими предметами. Выработанные навыки остаются и используются далее.
Колосков А. Р. ОЦРДП “Парус Надежды” г. Воронеж