Ребенок в 4 года обладает такими основными достижениями:
- появление реальных, а также ролевых взаимодействий;
- развитие игровой деятельности;
- развитие изобразительной деятельности;
- планирование, конструирование по замыслу;
- детализация образа Я;
- эгоцентричность познавательной позиции;
- развитие внимания, речи, памяти, воображения и образного мышления, а также совершенствование восприятия;
- формирование потребности в проявлении уважения со стороны взрослых;
- проявление конкурентности и соревновательности с ровесниками, обидчивости.
Детское мышление в 5 лет
К окончанию среднего дошкольного возраста у детей становится более развитым восприятие. Они могут уже назвать форму, который напоминает определенный предмет. Помимо этого, они способны вычленять простые формы в сложных объектах, а также воссоздавать сложные объекты из простых форм. Дети могут упорядочить по какому-либо сенсорному признаку группы предметов (по цветы, величине и пр.), также они способны выделить такие параметры, как длина, высота либо ширина.
Совершенствуется их ориентация в пространстве. Увеличивается объем памяти. Ребенок способен запомнить до семи-восьми названий различных предметов. Развивается произвольное запоминание: ребенок способен понять задачу на запоминание, он помнит поручения взрослых, может уже выучить небольшое стихотворение и пр. У детей начинает развиваться также образное мышление. Они уже способны использовать простейшие схематические изображения при решении несложных задач. Дошкольники способны решать лабиринтные задачи, строить по схеме. У них развивается предвосхищение. Основываясь на пространственном расположении предметов, они могут сделать выводы, что произойдет при их взаимодействии. Но при этом их нелегко еще встать на позицию иного наблюдателя и совершить во внутреннем плане мысленное преобразование образа. Для ребенка данного возраста характерны феномены Ж.Пиаже: сохранение величины, объема и количества. К примеру, если предъявить ребенку три черных бумажных кружка, а также семь кружков белых, спросив, кружков какого цвета больше, черных либо белых, большинство детей ответит, что белых. Однако при вопросе, каких больше кружков, белых либо бумажных, большинство также скажет, что белых.
Происходит дальнейшее развитие воображения. Формируются его произвольность и оригинальность. Ребенок уже способен придумать самостоятельно небольшую сказку на определенную тему.
Усиливается устойчивость внимания. Ребенку доступна уже сосредоточенная деятельность на протяжении пятнадцати-двадцати минут. Он может удерживать несложное условие в памяти во время выполнения каких-либо действий.
Речь
У ребенка в среднем дошкольном возрасте улучшается дикция, а речь становится предметом активности. Дети имитируют удачно голоса животных, выделяют интонационно речь различных персонажей. Вызывают интерес рифмы, ритмическая структура речи.
Также развитие речи касается ее грамматической стороны. На основе грамматических правил, дошкольники занимаются словотворчеством. При взаимодействии друг с другом речь детей носит ситуативный характер, но при общении с взрослыми она становится внеситуативной. Происходят изменения в содержании общения ребенка с взрослым. Общение это выходит уже за рамки конкретной ситуации, в которой оказался ребенок. Главенствующим становится познавательный мотив. Получаемая ребенком в процессе общения информация может быть для его понимания трудной и сложной, однако вызывает интерес.
У ребенка происходит формирование потребности в уважении со стороны взрослых, для них чрезвычайно важной становится похвала взрослого. Это вызывает развитие повышенной обидчивости на замечания, представляющей собой возрастной феномен.
Игры
В игровой деятельности детей денного возраста возникают ролевые взаимодействия, указывающие на отделение дошкольниками себя от принимаемой роли. Роли в процессе игры могут меняться. Ребенок начинает выполнять игровые действия ради смысла игры, а не ради самих действий. Реальные и игровые взаимодействия детей разделяются.
Творчество
Существенно развивается изобразительная деятельность. Становятся детализированными и предметными рисунки детей. На графическом изображении человека появляются глаза, туловище, рот, волосы, нос, иногда одежда, а также ее детали. Совершенствуется и техническая сторона изобразительной деятельности. Ребенок способен изображать основные геометрические фигуры, вырезать их ножницами, наклеивать на бумагу изображения и пр.
Усложняется конструирование. В постройках могут присутствовать по 5-6 деталей. Развиваются навыки конструирования по своему собственному замыслу, планирование последовательности действий.
Движения
Появляются позитивные изменения крупной и мелкой моторики ребенка. У него развиваются координация движений и ловкость. В данном возрасте дети лучше, чем младшие дошкольники, могут удерживать равновесие, они способны перешагивать через небольшие преграды. Более сложными становятся игры с мячом.
Взаимоотношения
Появляется избирательность во взаимоотношениях со сверстниками, что проявляется в предпочтении определенных детей другим. В играх появляются постоянные партнеры. Начинают выделяться лидеры в группах. Появляются соревновательность и конкурентность. Соревновательность помогает ребенку сравнивать себя с другими, что помогает развитию образа Я ребенка и его детализации.