Психологи уверяют, что плюшевые мишки и красавицы Барби не просто игрушки. Они имеют прямое отношение к формированию личности, которой станет когда-нибудь ценительница интерьера кукольного дома и любитель машинок. В расцвете карьеры взрослые вряд ли задумываются о том, что, возможно, обязаны успехом мохнатым или пластмассовым друзьям, а то и обычным камушкам и фантикам, которыми играли в детстве.
ХОЧЕТСЯ ПОТРОГАТЬ ВСЕ
История изучения детских игрушек насчитывает сотню лет. Для новорожденного самой первой и интересной игрушкой становится… собственный палец, соска или краешек простыни. Не отыщется игрушки - пятимесячный малыш все равно найдет себе объект для изучения, будь то трещинка на потолке, шишка на кровати или собственная крошечная пятерня. С появлением погремушки (яркой, громкой) малыш начинает развиваться не по дням, а по часам. Мир познается в игре, поэтому хочется потрогать все, что под рукой: мамино ухо, папин нос, бабушкины очки. А вот от того, как мама (папа) среагирует на такую "интервенцию", зависит очень многое. Эта реакция определит способы познания малышом мира и своего места в нем.
С возрастом игрушки меняются. Скажем, пятилетние дети предпочитают конструкторские игры. Через год они справляются со сложными ролевыми и коммуникативными заданиями и уже способны играть в доктора, в продавца, срежиссировать игру в кукольном доме.
НЯНЧУ "СЕСТРЕНКУ"
Шведские психологи провели как-то эксперимент: группу детей в возрасте от 4 до 7 оставили в комнате с кучей самых разных игрушек - от тривиальных резиновых пупсов до напичканных электроникой говорящих "Фёрби". Результаты эксперимента стали настоящей сенсацией - оказалось, что непосредственный выбор детьми игрушек был запрограммирован на подсознательном уровне. И зависел, как выяснилось, от множества психологических факторов.
Одна девочка каждый раз нежно нянчила куклу с голубыми глазами. Выяснилось, что "ляля" похожа на новорожденную сестренку девочки.
А вот вторая девчушка всегда выбирала другую куклу, жгучую брюнетку. Почему? Как выяснилось, взаимопонимания со светловолосой и голубоглазой мамой у девочки не было, поэтому ей нравилась черноглазая и черноволосая красавица. Еще один мальчик начинал нервничать всякий раз, когда ему предлагали чудного плюшевого мопса. Оказалось, недавно его сильно напугала дворовая собака.
Вот как прокомментировала эксперимент шведских коллег московский психолог Елена Зотова:
- Игрушка - это некий буфер между мечтой и реальностью. Она формирует не только сознание ребенка, но и его взаимоотношения с родителями, с миром. Выбор игрушки - тест, по которому можно с уверенностью судить о внутреннем мире малыша.
БАРБИ РОЖДАЕТ КОМПЛЕКСЫ
Конечно, некие стереотипы игрушек навязывает общество: боевые "трансформеры" - для мальчиков, сладкая парочка Барби и Кен - для девочек. А потом, как это ни парадоксально, само же общество борется с этими стереотипами. Не очень, правда, успешно. Запретив детские игрушки, имитирующие оружие, в Скандинавии не искоренили агрессивность и от преступлений с использованием оружия не избавились. С куклой Барби тоже история: изобрели красотку в Германии, потом отказались от ее производства. Но в Америке дело пошло. В итоге длинноногая Барби стала самой продаваемой игрушкой на свете, примером для подражания миллионам девочек, а общество столкнулось с пугающей проблемой: большинство этих девочек (а потом и девушек), страдая от комплекса неполноценности и добиваясь стандарта 90х60х90, стали садиться на изнуряющие, никому не нужные диеты. Недавно на производителей Барби подали в суд - за то, что кукла в прямом смысле слова калечит девочек, вырабатывая у них пресловутый комплекс. Тем не менее психологи не советуют сгоряча зачислять игрушки в разряд "плохих" или "хороших". Например, дракон (или модный у нас после "Парка Юрского периода" и всевозможных мультфильмов динозавр) - таинственное и противоречивое создание. В западной мифологии дракон уничтожает все и всех, кто посягнет на охраняемые им сокровища. На Востоке дракон столь же грозен, но еще и мудр и справедлив. Относящийся к так называемым "страшным" игрушкам, он необходим для того, чтобы научиться "правильно" бояться.
ПОХОД К ВРАЧУ - ТОЖЕ ИГРА
Слово психологу Елене Зотовой:
- Почти каждый ребенок испытывает страх перед людьми в белых халатах. Что делать? Попытайтесь превратить шприцы и халаты в игрушки, а сам процесс лечения сделать веселой игрой. Так, играя, ребенок не только освобождается от страхов, но и учится вести себя адекватно стрессовым ситуациям, что ой как ему пригодится. Поэтому, покупая пистолет, отец должен объяснить сыну, что это не столько средство разрушения, сколько способ развить меткость и выработать твердую руку.
МАЛЫШ ВЫБРАЛ ЧЕРЕПАХУ. ПОЧЕМУ?
. Если ребенок выбирает игрушки черные или серые - он скорее всего подавлен, мир не радует его.
· Если малыш предпочитает неказистые, неяркие игрушки красивым и дорогим - вероятно, он ощущает себя гадким утенком, которому недостает родительского тепла.
· Если ребенок вообще избегает брать в руки куклы, а возится только со зверушками - возможно, у него не складываются отношения ни со взрослыми, ни с детьми.
· Если ребенок выбирает для игры большую мягкую черепаху, он, вероятно, боится взрослых и не рискует им перечить. Такой ребенок, как правило, молчалив и малоподвижен - ему трудно нести "панцирь" своих проблем, зато в случае опасности туда можно забраться, как это делает черепаха.
Не стоит, конечно, делать однозначных выводов из того, какую игрушку выбрал ребенок: все индивидуально. Об игрушках можно вспомнить, если у него начнутся проблемы в семье, в школе.
ИГРУШКИ ОТ ДЕПРЕССИИ
История игрушки, пожалуй, столь же длинна и обширна, как история человечества. Интересно, что играть любят все живые существа, все звери и птицы. Но только человек видит в этом нечто большее. Если для детей игрушки по преимуществу средство познания мира, то для взрослых они становятся лекарством от депрессии. Вспомните мобильные телефоны - тамагочи для взрослых - в чехольчиках в виде зверушек. Или матрешек с лицами политических деятелей и еще тысячи и тысячи предметов китча. Все это примеры того, как человек переводит в игру то, что страшит его, что для него чересчур серьезно - или желанно, но недосягаемо. Шиллер сказал где-то: "Человек играет только тогда, когда он в полном смысле слова человеческое существо, и только тогда он полноценное человеческое существо, когда он играет".
Ирина Макаричева журнал "Семейный Доктор" Небольшое дополнение к статье:
ПРОБНЫЙ МЛАДЕНЕЦ
В Калифорнии изобрели оригинальный способ борьбы с подростковой беременностью. На одном из авиационных заводов изготовили точную копию младенца, которая через определенные промежутки времени вопит так, что лопаются барабанные перепонки. Заставить лжемладенца замолчать можно, только вставив в спинку ключик и подержав его в этом положении минут тридцать - столько, сколько нужно для кормления настоящего младенца. Проведя с этой увесистой "игрушечкой" три дня и три ночи, ученицы-подростки трижды подумают, заводить ли сейчас собственного малыша.
НУ, А МАЛЬЧИКИ? А МАЛЬЧИКИ ПОТОМ
Неувядающую Барби, которая царствует почти полвека, пытается потеснить новое поколение кукол.
Главное их отличие - они думают не столько о красоте и нарядах, столько о будущем месте в жизни. Например, Эмили хочет стать менеджером, Дестини - хирургом, Вики - ветеринаром. Ни одна из них не похожа на супермодель, какой является Барби с ее точеной фигуркой.
Новым куклам по душе ходить в походы, заниматься плаванием, играть в баскетбол, а не бегать на свидания с Кеном, вырядившись в нечто сногсшибательно блестящее (и столь же пошлое). Дженифер Бейкер из Филадельфии, создающая новых кукол, считает, что они помогут девочкам в главном - научат понимать, что женщину ценят не за тряпки или фотомодельность, а за то, что она из себя представляет.
Источник: Km.ru