Обычно к концу первого года ребенок начинает избирательно относиться к окружающим, общается с ними при помощи звукосочетаний и отдельных слов, обращает внимание на выражение лица говорящего, смеется при виде забавных игрушек, реагирует на яркие картинки.
Если вы заметили, что у ребенка возникли речевые трудности (он не может произносить какие-то звуки, заикается и стесняется, не хочет общаться с окружающими), прежде всего выясните, с чем связаны эти проблемы.
Различают несколько основных типов нарушения речи.
Моторная алаллия. Это речевое недоразвитие имеет ряд характерных особенностей: ребенок испытывает трудности в формировании слов, затрудняется назвать предмет, путает слоги, в словах меняет их местами. У детей с моторной алаллией речевая активность очень низкая, они могут отказываться от общения, на попытки вступить с ними в речевой контакт реагируют отрицательно. Кроме того, родители могут столкнуться с нарушениями в произношении звуков (дислалией) и нечеткостью и смазанностью речи (дизартрией).
Моторную алаллию, относящуюся к тяжелым, но поддающимся коррекции нарушениям, нужно отличить oт задержки речевого развития, речь отличается замедленным или слишком быстрым темпом. Патологическая замедленность темпа речи называется брадиалия, ускоренность - тахиладия.
Заикание также относится к речевым нарушениям. Чаще всего при этом страдает темп и плавность речи. Различают невротическое и неврозоподобное заикание. Обычно невротическое заикание возникает в результате психических травм, общей ослабленности ребенка, речевых проблем в семье и перенагрузки информацией. Неврозоподобное заикание появляется на фоне нарушения деятельности центральной нервной системы и бывает связано с нарушением функций мозга.
Мутизм, отсутствие речи. Отмечено, что мутизм чаще наблюдается в семьях, где потребности ребенка в ласке и эмоциональных контактах не удовлетворяются. Иногда малыш отказывается разговаривать в знак протеста. Обычно это случается либо в определенном месте (детском саду), либо с определенными людьми (врач, воспитатель). При тотальном мутизме ребенок не разговаривает вообще.
Основные показатели понимания речи:
3-6 месяцев. Малыш прислушивается и узнает голоса близких, правильно реагирует на интонации, слушает музыку, отдает предпочтение мелодичным погремушкам.
6-10 месяцев. Ребенок понимает отдельные просьбы и запреты, выполняет простые просьбы («покажи», «дай»).
10-12 месяцев. Малыш воспринимает названия предметов, обозначает некоторые свои действия, способен «тормозить» неправильное поведение.
12-14 месяцев. Ребенок узнает предметы на картинках, называет их, произнося первый слог, говорит много односложных слов.
15-18 месяцев. Малыш показывает предметы, людей, озвучивает действия на сюжетных картинках, обозначая их односложными словами и простыми предложениями («киса -мяу-мяу»).
18-24 месяца. Ребенок учится использовать слова в разных ситуациях, понимает, что у каждого предмета есть свое название. Малыш часто задает вопросы («что это?»), употребляет предлоги, глаголы, выполняет сложные просьбы: «Подойди к шкафу и принеси книгу», интересуется трудными словами, узнает близких на фотографиях.
2,5-3 года. Ребенок понимает короткие стихи, рассказы, сказки, учится их пересказывать, начинает сочинять и рассказывать.
3-4 года. Малыш понимает сложноподчиненные предложения, знает названия цветов, считает в пределах 10-20, слушает длинные сказки.
4-5 лет. Ребенок выполняет «инструкции», готов к изучению иностранных слов.
ВНИМАНИЕ! Если вы заметили какие-то отклонения в развитии речи, стоит как можно раньше обратиться к специалистам. В случае подтверждения опасений нужно сразу же начинать коррекционную работу с ребенком. Однако с самых первых дней жизни малыша следует уделять большое внимание предречевому и речевому развитию.
Источник: Дети.ru