Не злоупотребляйте назидательным тоном. Положительный эмоциональный фон благоприятствует усваиванию новой информации в несколько раз лучше, чем даже просто нейтральный. Вы ведь не забыли, как важен для малыша физический контакт с вами, человеком, которому он так безоговорочно доверяет? Это не означает, что теперь вы не должны спускать его с рук. Важнее ваши прикосновения. Приобнимите малыша, коснитесь его руки, проведите по волосам, когда пытаетесь обратить его внимание на какой-то предмет или действие. Каждое свое действие постарайтесь сопровождать словами.
Ребенок легче понимает обращенную к нему речь, если она объясняет то, что с ним или вокруг него происходит. Пускай эти фразы, описывают события, времена года, игрушки, их цвет, размер и другие особенности. Это поможет наиболее часто знакомить ребенка с основными словами, словосочетаниями и фразами, которые с возрастом будут обогащаться, не перегружая его. Что, помимо ваших собственных усилий влияет на то, когда малыш начнет с вами полноценно беседовать? Определенное влияние, конечно, оказывают и наследственный фактор (когда заговорили мама с папой и бабушки с дедушками), и индивидуальные темпы развития именно вашего крохи. Кроме того, изменившееся в последние годы информационное поле. Малышам приходится переваривать такое количество информации, которое нам и не снилось в нашем детстве. Телепередачи, кино и мультфильмы, радио, а иногда еще и реклама дают дополнительную нагрузку на неокрепшую нервную систему малышей и это тоже может сказаться не лучшим образом на том, когда кроха скажет свою первую фразу.
В бесконечной гонке за достижениями своего чада, в попытке обогнать в развитии соседских сверстников, многие родители не на шутку расстраиваются, если их 2—3 летний малыш все еще не разговаривает. Однако, понапрасну переживать и винить себя в чем-то не нужно. По большому счету, даже если ребенок заговорит в пять лет — это еще не есть патология. Если в 2—2,5 года ребенок отвечает на ваши обращения к нему и произносит сам хотя бы какие-нибудь звуки — это уже хорошо. При условии отсутствия неврологических и других патологий такой ритм развития можно считать нормальным. По большому счету определенных возрастных рамок, когда ребенок должен заговорить не существует. Ориентировочно можно сказать, что в 2,5—3 года у ребенка должны быть хотя бы так называемая «лепетная» речь.
Тем не менее, пускать процесс на самотек не стоит. Маме, или тому, кто занимается ребенком в ее отсутствие необходимо продолжать упорно и настойчиво работать над развитием речи малыша. Причем для достижения результатов, недостаточно один или два раза позаниматься с ребенком, прочитать ему книжку, рассказать сказку или объяснить какое-то явление. Занятия должны быть регулярными. Ребенок запоминает что-то в среднем после девяти повторений, при условии, что все девять раз он был сосредоточен на том, о чем ему рассказывали. Учась разговаривать, как и приобретая другие навыки, малыш подражает вам.
Поэтому для формирования речи вашего малыша важно насколько правильна слышимая им речь. Обращаясь к ребенку, постарайтесь говорить просто и четко. Избегайте употребления слишком длинных фраз. Невозможно переоценить важность интонационной окраски речи. Каждое слово на которое падает логическое ударение необходимо произносить как можно более выразительно. Знакомясь с чем-то новым, малыш всегда стремиться потрогать, понюхать, лизнуть и попробовать на зубок исследуемый предмет. Вам предстоит нелегкая задача — вовремя провести четкую границу между справедливым удовлетворением жажды познаний, при изучении окружающего мира, и реальной опасностью.
Очень важно, чтобы ребенок имел возможность не только видеть новый предмет, а изучать его различными способами. Если вы видите, что ваш малыш что-то трогает, с чем-то играет, сразу же назовите этот предмет несколько раз — коротко, четко и выразительно. Играя с малышом, создавайте ситуации, где ребенку понадобиться звукоподражание (игра «ку-ку», перекличка «ау», мяуканье кошечки и так далее). Вполне возможно, что изначально вы сами и будете озвучивать за него эти ситуации. Это не страшно. Даже если ваш малыш еще не говорит, поддерживайте любую его попытку вступить с вами в контакт. Как можно чаще вовлекайте его в невербальный (несловесный) диалог, одобряя любой ответ (жест, взгляд, изданный звук). Ваша задача — поддержать его стремление общаться. Замечания для папы с мамой Бытовых проблем никак не избежать, но вам придется на какое-то время отключаться от всего и посвящать себя только ребенку.
Рассказывая малышу что-то, не говорите в пустоту (в монитор компьютера, в телевизор, в газету), смотрите в глаза ребенку при общении с ним.
Если ваш малыш уже лепечет, ему важно видеть, как вы произносите звуки, наблюдать вашу артикуляцию. Если случится, что ваш малыш неверно произносит какое-то звукоподражание или слово, никогда не смейтесь над его неудачей. Как бы забавно у него не получалось исковеркать ваш пример никогда не повторяйте за ним неправильное произношение. Будет лучше, если вы перехватите взгляд ребенка и тут же повторите слово верно. Вполне вероятно, что он захочет повторить его за вами, и его новая попытка будет успешнее. Если же он не сможет или не захочет, не расстраивайтесь.
Когда придет время, он обязательно повторит все как следует. А пока проявите терпение и сдержанность. Не перегните палку! Не перегружайте вашего ребенка. Маленькие детки быстро утомляются, и менять игру необходимо очень часто. Не забывайте хвалить своего малыша и радоваться его даже самым маленьким успехам. Поскольку только вы и ваша вера в его силы и способности могут помочь ему развиваться гармонично.
По материалам: http://mama.uz