О проблемах детской неврологии мы беседуем с доктором медицинских наук, профессором, заведующим кафедрой детской неврологии Российского государственного медицинского университета Андреем Петрухиным.
- Андрей Сергеевич, действительно ли в нашей стране детских неврологов больше, чем в любой другой?
- Для сравнения скажу, что у нас 2200 детских неврологов, а в Англии 225 - и детских, и взрослых. И справляются они лучше. В Новой Зеландии - всего четыре. Там и потребности в них нет. Значение медицины вообще в некотором плане гиперболизировано. Вклад медицины в здоровье населения составляет всего 10%. Все остальное зависит от образа жизни, питания (употребления качественных продуктов), гигиены (мытья посуды и рук).
- Каждый третий ребенок с раннего детства получает огромное количество лекарств...
- Медики действительно грешат бездумным назначением множества лекарств. Некоторые больные получают по двенадцать, по восемнадцать препаратов. И врачи совершенно не думают, в какие связи между собой вступают все эти препараты и какие побочные эффекты вызовут. Но главная беда в том, что наш рынок забит огромным числом непроверенных и незарегистрированных лекарств, пищевых добавок. Очень любят у нас альтернативные методы лечения, тогда как на Западе люди уже от них давно отошли. К сожалению, еще в советские времена наше руководство не придавало значения фармацевтической промышленности. И к чему мы пришли? Хорошее фармацевтическое производство обозначается аббревиатурой GMP (good manufactures practice). У нас многие заводы принципам и правилам GMP не соответствуют и никогда не получат такого сертификата. Я как-то был в Красноярске, увидел там завод, принял его за цементный. Оказалось, фармацевтический...
- Все мы знаем, что такое ОРЗ. В последнее время всюду мелькает другая аббревиатура - ПЭП (перинатальная энцефалопатия). 85-90% детей получают такой диагноз. Это что, эпидемия?
- Нет, просто преувеличение. Точный показатель перинатальной патологии у детей составляет 20%, и если колеблется, то незначительно. Тяжелые ее формы как раз и выливаются в церебральный паралич, а легкие проявляются в задержке темпов двигательного развития. Преувеличение же происходит оттого, что у нас низкий уровень образования врачей. Педиатры плохо знают возрастное психомоторное развитие. На государственном экзамене задаю вопрос: "Когда ребенок встает на ножки?" Ответы разные - с рождения, в два месяца, в три месяца... Продолжительность постдипломного образования неврологов - всего два года. Это очень мало, ведь неврология - самая сложная область в медицинской практике, поскольку человеческий мозг - высшее достижение эволюции. Врач должен учиться всю жизнь. В Соединенных Штатах, в Англии, во Франции врач учится фактически до самого конца своей профессиональной деятельности. Только совершенствуясь постоянно, невролог будет на высоком уровне.
- Врачи многих специальностей (лор, окулист, ортопед) имеют дело с видимыми нарушениями, легко замечают патологию. Детский невролог зачастую должен делать выводы только на основании беседы с родителями.
- Еще в начале семидесятых на помощь неврологам пришел метод компьютерной томографии, позволяющий видеть анатомические структуры мозга. Сегодня применяются и методы записи биотоков мозга. Но дело в том, что не результаты этих методов являются решающими. Важнейшую роль по-прежнему играет осмотр ребенка врачом. Из беседы с родителями обычно выясняется, как начиналось и развивалось заболевание. Проводятся клинические исследования. Хороший специалист, даже не прибегая к обследованию, может определить уровень и характер поражения мозга. К сожалению, в нашей стране даже прекрасный врач порой попадает в такие условия, что ничего не может сделать. Подсчитано, что в Ростовской области к одному неврологу приходит по шестьдесят больных в день. Как ему успеть разобраться с каждым? Если врач задерган бесчисленной писаниной, он не может нормально думать. Находясь в столь тяжелом положении, современные врачи не успевают по-настоящему "прочувствовать" больного, "проникнуть" в него.
- В Москве очень много диагностических центров, где за большие деньги любому доступны разного рода обследования. Не получается ли так, что пациентам назначаются обследования, в которых они не нуждаются, с целью оправдать расходы?
- Техника диагнозов не ставит. Она не заменяет врача. Но психология самих пациентов такова, что они хотят сначала провести исследования на приборах, а потом обратиться к врачу. На самом же деле любое исследование должно быть целенаправленным. Иначе оно рано или поздно приведет к ложноположительному результату.
Источник: Kid.ru